Одновременно практически вдвое - со 100 до 54 - сократится сеть средних профессиональных учебных заведений. Это будет происходить путем слияния сходных по направленности образовательных учреждений. А иногда и не слишком сходных. К примеру, в Челябинске уже создан один из таких многопрофильных колледжей, объединивший юридический и металлургический техникумы, колледж, ведущий подготовку по специальностям в областях строительства и обслуживания автомобилей, и два профучилища.
Сохранение одной из самых крупных в стране сети начального и среднего профобразования, считавшееся важным достижением прежней администрации региона, по сути своей было преимущественно социальным проектом. Позволяя в 1990-е хоть чем-то занять молодежь, не тянувшую общеобразовательную программу средней школы, до совершеннолетия. Однако к середине нулевых такой подход себя исчерпал: выяснилось, что учащийся ПУ обходится бюджету заметно дороже, чем школьник, - за счет необходимости содержать производственную базу, к тому же стремительно устаревающую.
Хуже того, оказалось, что большая часть бережно сохраненной до начала экономического подъема сети профобразования не подлежит модернизации даже при наличии такой возможности. Демографический спад (наряду с креном в сторону высшего образования) оставляет училища - будь они сколь угодно хорошо оснащенными - без абитуриентов. Учить становится некого да и некому - ставки педагогов в системе профобразования сегодня вдвое меньше, чем у их коллег из общеобразовательных школ. Туда они по возможности и уходят. А подушевое финансирование окончательно добивает те училища, где числится менее 200 учащихся - денег не хватает ни на зарплату, ни на оплату коммунальных счетов.
Укрупнение же дает возможность не только выжить, но и развиваться. К примеру, объединение под крышей горно-обогатительного техникума в Коркино нескольких учебных заведений города снизило затраты на одного студента со 100 до 60 тысяч рублей, при этом позволяя обновлять материальную базу.
- В ситуации демографического спада приходится концентрировать ресурсы на площадках, где возможно обеспечить высокое качество обучения, - говорит министр образования Челябинской области Александр Кузнецов. - Укрупнение образовательных учреждений проводится для того, чтобы избежать излишней конкуренции между ними по отдельным направлениям.
Самым существенным изменением стали новые правила приема. По новому закону об образовании поступить в техникум или колледж можно будет только по аттестату - независимо от результатов государственной итоговой аттестации (ГИА) или ЕГЭ. Это вынужденная мера: в противном случае тем, кого принимали по этому принципу в ликвидируемые профучилища, теперь некуда было бы податься.
- Только если учреждение не сможет принять всех желающих, приемная комиссия будет сравнивать средний балл аттестатов абитуриентов, - поясняет начальник управления профобразования регионального минобра Елена Зайко. Кстати, такие учебные заведения на Южном Урале есть: в некоторых на одно бюджетное место претендуют 5-7 человек.
Дежурно одобряя нововведение - мол, раньше не могли зачислить перспективных ребят из-за формального несоответствия требованиям, - представители ссузов высказывают опасения, адресуя их не чиновникам от образования, а средней школе, которая, по их мнению, не обеспечивает достаточного уровня подготовки по большинству предметов, от русского языка до математики и физики.
Эти претензии в значительной степени справедливы. Но верно и то, что теперь мотивация будущих студентов колледжей к хорошей учебе в школе снижается: ведь поступление им и без того гарантировано. Выходом из положения могут стать дополнительные курсы по общеобразовательным предметам для зачисленных. Высшие учебные заведения, столкнувшиеся со снижением качества подготовки абитуриентов, давно уже пошли по такому пути.