Марина Лошак, арт-директор выставочного объединения "Манеж" говорила об этом, уже опираясь на свой опыт работы в этом новом для себя качестве. По времени - небольшой, - она вступила в должность 17 сентября 2012 года, - но весьма насыщенный. Количество выставок, сделанных за это время, превзошло все возможные ожидание. Развивая вкус публики не только с помощью современного концептуального искусства, но и предлагая истинную выставочную роскошь, рассчитанную, казалось, на элитарную публику, - достаточно назвать одну из первых манежных выставок нового арт-директор "Издатель Воллар и его художники", посвященную французской книжной иллюстрации первой половины ХХ века, - Марина Лошак старается делать проекты, вызывающие интерес у неискушенной публики. Проекты, по существу не только художественные, но и социальные, такие как история торговых вывесок или экспозиция упаковочного дизайна, - от стеклянных бутылок и флаконов, куда наливали самые разные жидкости до незабываемой трехгранной финской картонки для молока, которая в советское время казалась посланцем из какой-то иного неведомого мира. В выставочном пространстве объекты, принадлежащие обыденной жизни ушедшей эпохи, обретают новые качества. Они раскрывают сконцентрированные в них черты минувшего времени с такой ностальгической остротой, что ты невольно попадаешь в плен собственных воспоминаний. Умение отобрать вещь, которая провоцирует тебя заглянуть в собственное прошлое, - немалая заслуга выставочных кураторов. Но еще более важно, что такие выставки не требуют художественного знаточества, всякая публика откликается на них легко и радостно. А в таких проектах, как например, "Рабочие и колхозницы" очевиден смысловой расчет их создателей, вовлекающий и эстетов и людей вовсе художественно неискушенных в музейное сотворчество.
Стратегия новой команды руководителей выставочных залов Москвы состоит не только в удовлетворении вкусов просвещенной столичной публики, но и в расширении, - если угодно, создании - новой аудитории, где эта образованная часть станет важным притягательным ядром. Им важно создать живую культурную среду, которая не оттолкнет ни неофита, ни высокого интеллектуала. Здесь есть свои риски, связанные прежде всего с тем, что публика, чьи вкусы испорчены массовой культурой, захочет продиктовать свои критерии и правила игры всем остальным участникам процесса. Но зная художественные и человеческие принципы многих участников этой команды, думаю, что они сумеют противостоять вкусовой энтропии. И не растерять пафоса просветительства, который при этом не может порождать скуку. Похоже Марина Лошак и ее коллеги хотят создать важный социальный и художественный мост между отечественными музеями мирового уровня - и художественными центрами, притягивающими самую разную городскую молодежь, такими как "Винзавод", "Красный Октябрь" или "Фабрика". Это не просто соединение разных учреждений культуры в общие городские маршруты, но соединение классической и новейшей эпох в эмоциональной жизни, в сознании современного человека. Это не просто социальная терапия, создания новых мест, куда может прийти горожанин, чтобы провести свой досуг, - это важнейшая просветительская миссия. Обращенная не только к отдельным социальным группам, но и к современному российскому обществу. Не только к художественным, но и политическим элитам, которые, увы, все чаще и чаще рассматривают художественную практику как часть идеологической работы. И оценивают ее лишь с политической точки зрения. Замечу, что это достаточно бессмысленная, если не сказать, опасная для общества позиция. Боюсь, что дело здесь не только в политических играх, жажде самопиара, а просто в невежестве. Конечно, можно объявить войну всей мировой культуре, размахивая разного рода общественными инициативами, - но зачем выставлять на всеобщее обозрение свою ущербность. Именно поэтому помимо художественного миссионерства столь важно и миссионерство просветительское. Не путать с информационным, обожествляющим высокие технологии.
При том, что серьезные культурологи настойчиво утверждают, что надвигается новая виртуально-цифровая цивилизация, за минувшие два-три года увеличилось количество молодых людей, стремящихся к живому общению с искусством. И испытывающих потребность в познании его не только на эмоциональном уровне. Уже два-три года тому не только в столицах, но и в провинции возобновились "встречи с интересными людьми", которые проводят сегодня в самых разных учреждениях культуры, - от библиотек до концертных залов. Опять стали притягательными поэтические вечера, еще недавно, казалось, исчезнувшие из литературного обихода. Снова появилась потребность в живом слове, - не испорченном ни телевидением, ни Интернетом. Это своего рода "сократическое воспитание", которого так не хватает в современных образовательных системах, где затруднен, а то и разрушен контакт ученика и учителя. И это помогает острее воспринимать и искусство и бытие.
То, что сегодня делают в выставочных залах Москвы рождено потребностью сохранить и укрепить связь зрителя и художественного объекта, ту высшую сокровенную связь, которая пробуждает творческие начала в людях, казалось бы, далеких от искусства. И это пробуждающийся творческий взгляд позволяет увидеть жизнь в развитии и разнообразии. И не только ужаснуться, но и обрадоваться ей.