Вопреки ожиданиям скептиков эта операция - обязательная для всех выходящих из ремонта кораблей - проведена даже чуть раньше определенного графиком срока.
За десять недель до контрольной даты - 3 июля 2013-го, когда экипаж и сдаточная команда авианосца "Викрамадитья" должны вывести его на финальные испытания в море, с гигантским кораблем провели на Севмаше ювелирную манипуляцию. Заводские буксиры с величайшей осторожностью препроводили его в наливной бассейн, где надежду индийских ВМС вновь поставят на твердое основание и проведут повторную ревизию всех забортных устройств и самого корпуса в его подводной части.
Екатерина Пиликина из пресс-службы верфи сообщила подробности операции, которую тщательно готовили. Главная сложность заключалась в том, что зазор между бортами авианосца и опорами ворот полушлюза, через которые требовалось провести корабль огромного водоизмещения, измерялся сантиметрами. Задачу осложняли поднявшийся ветер и ограниченное время проводки: всего час - по самой большой воде.
Вместе с руководителями верфи и командиром Беломорской военно-морской базы за происходившим ревностно следили командир индийского экипажа "Викрамадитьи" Сурадж Берри и руководитель индийской группы наблюдения Кударавалли Шринивас. И тот, и другой, судя по реакции, остались довольны результатом.
О том, что предстоит сделать на авианосце в ближайшие два месяца, рассказал начальник производства продукции военно-технического сотрудничества Сергей Новоселов: "В соответствии с контрактом мы должны обследовать состояние корпуса авианосца, винто-рулевого комплекса, донно-бортовой арматуры, а при необходимости восстановить лакокрасочное покрытие ниже ватерлинии". По его же словам, к настоящему времени устранена большая часть замечаний и неисправностей, выявленных во время прошлогодних испытаний в море.
Напомним: осенью 2012 года авианосец вынужденно возвратился туда, где проходил ремонт и переоборудование, для замены огнеупорной защиты котлов ("Сага о котлах" - "РГ", 09.10.2012 г.), которая стала разрушаться во время испытаний в Баренцевом море. Из-за этого и некоторых других неполадок корабль не удалось, как планировали, передать индийской стороне в прошлом году.
Новый срок - ноябрь 2013-го. Чтобы в него уложиться, до конца мая надо восстановить все восемь котлов. Это главное. Одновременно с этим специалисты "Севмаша", отвечающие за качество систем и механизмов авианосца, должны предъявить до выхода в море выполненные работы по 435 пунктам - они охватывают практически все судовое оборудование, установленное на "Викрамадитьи", а это десятки тысяч единиц. Кроме того - большой объем работ по окончательной отделке внутренних помещений корабля.
- Всего их более двух с половиной тысяч, - уточнил Сергей Новоселов. - Это боевые посты, кубрики, каюты, машинно-котельные отделения, энергоотсеки, ангар длиной 120 метров - целое футбольное поле! И все это должно быть окрашено, штатное оборудование установлено, трубопроводы и корпусные конструкции надежным образом изолированы и предъявлены заказчику. Помимо наладчиков основного оборудования к работам привлечены изолировщики, маляры, сборщики-достройщики, столяры, монтажники, сборщики...
Третьего июля, как уже сказано, авианосец должен выйти в море. Ровно месяц отводится на то, чтобы проверить работу всех агрегатов главной энергетической установки, в том числе на максимальных ходах. А уже 3 августа в Баренцевом море должны начаться летные испытания с участием самолетов и вертолетов палубной авиации. Среди прочих задач будут отрабатываться взлеты и посадки в ночное время, чего в прошлом году не делалось. К таким тренировкам авиакрыло приступит, по словам Новоселова, в конце августа - начале сентября, когда в Заполярье закончатся белые ночи.
В 2012 году на испытаниях в Белом и Баренцевом морях экипаж и сдаточная команда авианосца провели в общей сложности 108 ходовых суток. Сколько потребуется в этом, загадывать трудно. Но уже известно, что из-за очень плотного графика испытаний на борту "Викрамадитьи" будут находиться одновременно свыше трех тысяч человек, на тысячу больше, чем в прошлом. Увеличение связано главным образом с тем, что корабль примет индийский экипаж - 1326 офицеров и матросов, которые пройдут практику непосредственно в море. Отвечающие за подготовку и обеспечение испытаний сейчас ломают голову, как расселить по каютам и обеспечить всем необходимым моряков, членов сдаточной команды, летчиков, механиков и других специалистов. Для того чтобы обеспечить полноценное питание, три камбуза авианосца будут работать на полную мощность большую часть суток.