24.04.2013 23:34
    Поделиться

    Турция соединит проливом Черное и Мраморное моря

    В Стамбуле приступают к реализации "безумного" проекта
    Власти Турции готовы начать практическую работу по строительству канала, соединяющего Черное и Мраморное моря. Фактически это будет "искусственный Босфор" или его дублер. Он тоже будет проходить через Стамбул.

    Разработка основного и запасного маршрутов канала уже завершены. Однако окончательное решение пока принято не было. По последним данным, канал "Стамбул" пройдет через жилые районы мегаполиса Кючюкчекмедже - Башакшехир - Арнавуткей. В ближайшее время планируется провести тендер и выбрать подрядчика. Ожидается, что непосредственно строительные работы начнутся примерно через 2 года, а закончиться они должны к 2023 году - к столетнему юбилею образования Турецкой Республики.

    Заявленная ширина канала составляет 150 метров, длина - 45-50 километров, а глубина на фарватере - 25 метров.

    Босфор с давних времен был предметом спора и столкновений, так как контроль над проливом был залогом безопасности для многих стран и ключом к господству на море. С 1936 года режим использования Босфора регулируется конвенцией Монтре. Если говорить кратко, то ее положения устраивают Россию, так как конвенция ограничивает проход по каналу и нахождение в Черном море военных кораблей нечерноморских государств. Именно это положение сыграло на руку России в 2008 году, когда турецкая сторона не пустила американский флот к грузинским берегам во время августовских событий. Однако с появлением еще одного канала, режим которого не регулируется ничем, баланс сил в регионе может быть нарушен. Поэтому важным вопросом будет правовой статус искусственного канала. Особенно если учесть, что Турция является членом НАТО.

    Впервые мир услышал об идее создания канала от турецкого премьера Реджепа Тайипа Эрдогана в 2010 году. Но тогда в реальность этих планов мало кто поверил. По информации турецких СМИ, Эрдоган лично принимал участие в проектировании канала. По его собственному выражению "безумный и блистательный проект" должен разгрузить Босфор, по которому ежегодно проходит до 50 тысяч торговых и военных судов. Случались и аварии, которые серьезно влияли на экологию, например в 1994 или в 1999 году. К тому же новый канал поможет нейтрализовать некоторые положения конвенции Монтре, не слишком устраивавшие Анкару. Размер платы за проход через новый канал турецкая сторона сможет определять самостоятельно. Теперь важно дождаться переговоров и понять, насколько Анкара готова считаться с интересами соседей.

    Поделиться