Выводы о том, как продвигаются дела на селе, министерство сельского хозяйства смогло описать в двух томах на 281 странице. На основе изложенного глава минсельхоза Николай Федоров оценил госпрограмму как историческую, ведь благодаря ей сельское хозяйство в период финансового экономического кризиса продемонстрировало рост.
"Государственная поддержка села остается приоритетом правительства", - заверил Дмитрий Медведев. Даже в трудные, засушливые годы государство продолжало поддержку села. Результаты не заставили себя ждать - среднегодовой урожай зерна, например, составил 86 миллионов тонн, а экспорт - 18 миллионов. "Что, конечно, самым существенным образом отличается от ситуации, которая была и в 90-е годы, да и в 2000-е годы", - отметил глава правительства.
Не забывало правительство о социальной составляющей жизни на селе. "За пять лет улучшили жилищные условия около 100 тысяч семей, - продолжил премьер-министр перечислять успехи. - Более 50 тысяч - это молодые специалисты, что отрадно - для будущего села это очень важно".
Проблемы тоже остались. Так, совокупный уровень рентабельности сельхозпроизводителей в 2012 году составил около 15 процентов, а если убрать субсидии, то всего 5 процентов. Пятая часть предприятий в отрасли убыточные. "Все это и многие другие задачи нам придется решать в рамках новой госпрограммы на период с 2013 по 2020 год", - напомнил Медведев министрам.
Дополнительной головной болью для кабинета министров стало вступление России в ВТО, требующее новых мер поддержки отечественного агрария. "На вступление в ВТО нам придется ответить не только управленческими решениями, но и деньгами", - заявил премьер.
В минсельхозе общую динамику роста сельхозпроизводства за прошедшие пять лет оценили высоко, но не скрывают, что не все успели сделать. Выполнены - и даже сверх плана - показатели по доле российского производства в формировании ресурсов мяса и мясопродуктов и по располагаемым ресурсам домашних хозяйств в сельской местности. А вот остальные задачи остались не выполнены.
Недоработки министр Федоров объяснил временем подготовки госпрограммы: "В 2007 году благоприятная ситуация позволяла ставить более амбициозные цели, однако, как сказано и в Писании, вслед за тучными годами пришли тощие, причем быстрее, чем в Писании, и надолго".
- Что-то вы сегодня как сговорились, - прервал Медведев доклад, напомнив о словах министра финансов о том, что времена тучного бюджета ушли. - Видимо, это общее понимание ситуации.
- Жизнь подтверждает, что в Писании вроде правильно сказано, - заметил Федоров.
- В Писании всегда все правильно сказано, здесь сомнений нет. Вопрос в том, применимо ли это к нынешней экономической ситуации, - отреагировал глава правительства.
Самый серьезный удар по отрасли наносили засушливые годы, когда производство зерна падало до 60-70 миллионов тонн. Неблагоприятные погодные условия сопровождали аграриев в 2009, 2010 и 2012 годах. В прошлом году засуха охватила всего 20 регионов (для сравнения, в 2010-м их было 43), при этом только год назад заработала система агрострахования. В минсельхозе ждут роста страхования посевных площадей.
Логично было бы в связи с погодными катаклизмами подправлять показатели госпрограммы, но этого не делали. "Из этого вытекает один из выводов, что при таких чрезвычайных ситуациях, возможно, надо ставить вопрос о корректировке государственных программ", - предположил глава минсельхоза.
Хоть сделать удалось и не все, для Дмитрия Медведева нет сомнений в успехе госпрограммы, позволившей придать аграрному производству стимул для движения вперед.
- Несмотря на недостижение целого ряда показателей, я считаю, что это одна из самых успешных государственных программ, реализованных за все годы новой власти в нашей стране, то есть за все 20 с лишним лет, - подвел Дмитрий Медведев итог.
Вчера же кабмин рассмотрел, насколько эффективными были региональные власти в 2012 году. На суд министров был представлен рейтинг регионов на основе новой методики оценки работы властей в субъектах, которую правительство утвердило в прошлом году. Если раньше региональные власти оценивали по 74 критериям, то сейчас всего по 12. Впрочем, самым главным является удовлетворенность населения деятельностью региональных властей.
Самым эффективным в 2012 году оказалось руководство Ненецкого автономного округа. В первую пятерку также вошли Татарстан, Ямало-Ненецкий автономный округ, Москва и Санкт-Петербург. Что касается аутсайдеров, то ими стали республики Дагестан, Карелия, Алтай, Челябинская область, а замкнула рейтинг исполнительная власть Курганской области.