"Каждую секунду каждый гражданин России сталкивается с последствиями существующей системы аккредитации, ведь она охватывает не только товары, но и услуги, - предупреждал министр Михаил Абызов. - Оборот этой отрасли - 1% от ВВП, это около 700 млрд рублей - и это белый, легальный оборот. Без сертификата качества невозможно продать никакую продукцию, а вот липовый он или нет - этого никто не проверяет". Впрочем, руководитель Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) Савва Шипов заметил, что его ведомство уже сделало все, что было можно, без нового федерального закона - он должен быть принят уже осенью, а сейчас готовится ко второму чтению.
Насколько далеко зашло дело, видела вся страна, с ужасом глядя на аварию из-за дырявых труб в Санкт-Петербурге совсем недавно (у них был поддельный сертификат). Эксперты рассказывали, что если они одобряют одну из двадцати детских игрушек к продаже, то на остальные 19 просто оформят левые документы. "Один из наших партнеров по ЕЭП выдал сертификат "исключительно для реализации на территории России" - это же означает, что такую продукцию они считают неприемлемой для реализации на своей территории, - рассказав эту историю, Абызов подумал и решил не скрывать деталей, - это была пиротехническая продукция для МЧС, а сертификат выдал Казахстан". Марина Блудян из "ОПОРЫ России" призналась, что, зайдя прямо вчера утром в Интернет, она нашла 52 предложения о выдаче сертификатов стоимостью от 500 рублей до 3 тысяч: "Мы видим заключения экспертов, которые умудряются подписать по пятьдесят заключений в один день на территории от Калининграда до Владивостока". Она считает, что надо создавать "черные списки" для попавшихся экспертов и организаций, и, по ее мнению, ничего страшного из-за этого не произойдет: в Германии около 200 структур, а в России - около 18 тыс., так что "надо очищаться". Ее горячо поддержал Дмитрий Пумпянский из РСПП, который уверен, что "необходимо усиление правоохранительных органов в этой борьбе и даже, может быть, надо усилить уголовную ответственность". А вот министр Абызов уверен, что гласность тут могла бы даже справиться лучше: "Я считаю принципиально важным, чтобы люди, потребляя товар, могли узнать, какая именно лаборатория выдала сертификат качества на этот товар".
Надо сказать, что количество органов сертификации в некоторых отраслях в пять раз больше, чем испытательных лабораторий, которые могли бы действительно проверить продукцию легкой промышленности, парфюмерии и упаковки. А исполнительный директор ООО "Коломенский ЦСМ" Ольга Никитина рассказала, что к ним крайне часто обращаются с вопросом "можно ли получить сертификат, не предоставляя саму косметическо-парфюмерную продукцию для исследования, и когда мы отказываем, они больше не возвращаются", но это просто значит, что свои проблемы такие поставщики решают с менее щепетильными специалистами.
- Построение института аккредитации - это один из наиболее важных для правительства вопросов, - заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов. - В течение 2013 года должно завершиться формирование нормативной базы, но времени нет - к середине 2016 года вся система уже должна работать по международным стандартам.
Его озабоченность сполна разделяли эксперты: вступив в ВТО, и лаборатории, и бизнесмены-экспортеры осознали, что им нужны новые документы, и очень быстро. Шувалов признает, что задача, конечно, очень сложная, потому что, с одной стороны, нужно обезопасить потребителей, а с другой - не добавлять бизнесу никаких лишних барьеров. Он, правда, признался, что не поддерживает идею Шипова о создании нового госоргана: "Я считаю, что эту проблему количеством чиновников не исправить". Зато первый вице-премьер предложил создать своего рода сетевую организацию, выкладывая абсолютно все данные, вплоть до обратившихся за экспертизой и получивших отказ в получении сертификата поставщиков и заканчивая результатами экзаменовки аккредитованных лабораторий, в Интернет. "Вот на это правительство деньги изыщет, и пусть будет все в онлайне, - пообещал Игорь Шувалов. - Надо и социальные сети привлечь, а то они у нас используются для всего, кроме как для хорошего дела".
Также большие надежды возлагаются на формирование Общественного совета при Росаккредитации.