Олег Петрович, реформа местного самоуправления в России идет не первый год. А какие ключевые события вы могли бы выделить в этом году?
Олег Королев: Считаю, что 2013 год - очень знаменательный для всех нас. Совпали две фундаментальных вещи.
Первое - это решение президента страны провести первый Всероссийский съезд муниципальных образований. Поверьте, это много. Мы знаем непростую историю развития местного самоуправления в России. Оно появлялось и в Великом Новгороде, и при коммунистах, и при ранних демократах. Но в наше время должного внимания к местному самоуправлению не уделялось до тех пор, пока за дело не взялся президент РФ Владимир Путин, подписавший 131-й Федеральный закон.
Надо сказать, что большинство моих коллег поначалу недооценивали необходимость преобразований в этой сфере. Мы же в Липецкой области проводили свои съезды муниципальных образований в надежде, что местное самоуправление у нас состоится. И оно состоялось. И теперь, когда президент страны дал поручение готовить Всероссийский съезд муниципальных образований, местное самоуправление получило мощную и политическую, и законодательную, и финансовую поддержку.
Второе - появление нового государственного праздника под названием День местного самоуправления, который отмечается 21 апреля. Это день народной власти, день самой главной власти.
В Липецкой области каждый такой форум, как нынешний, является своеобразным итогом работы органов местного самоуправления региона за год. Чем порадовали вас муниципальные образования?
Олег Королев: От съезда к съезду я вижу, как наше местное самоуправление становится настоящей народной и, главное, верящей в себя силой. Пробуждается инициатива. И дай бог, чтобы так и было в дальнейшем.
И в то же время проблем хватает. Главы жалуются на недостаток финансовых инструментов для исполнения своих полномочий, низкую зарплату муниципальных служащих, отсутствие должного авторитета...
Олег Королев: Нам еще предстоит до конца пройти путь становления местного самоуправления. И прежде всего "пройти" в наших головах. Возьмем тот же наболевший вопрос по заработной плате. Давайте подумаем, кто может рассчитывать на ее достойный уровень? Отвечу: тот, кто соответствует критериям оценки качества муниципальной работы по развитию образования, социальной поддержки, малого и среднего бизнеса, кооперации, кто может обеспечить железное властвование закона на своей территории, а значит, в состоянии обеспечить себя налогами.
Не скрою, что нам придется проделать большую работу по учету и подготовке кадров. Каждому из институтов власти придется на окончательной стадии становления местного самоуправления пройти свой путь. И Госдуме, и Совету Федерации, чтобы разработать необходимую законодательную базу. И правительству РФ - по разработке целевых программ поддержки местного самоуправления. И органам власти субъектов, где непочатый край возможностей по своему региональному законодательству и целевым программам. Но главное, что мы выстояли.
Какие задачи перед муниципальными образованиями вы ставите на ближайшую перспективу?
Олег Королев: Главное - это обеспечение социального мира на своих территориях. Сегодня весь мир ищет новый алгоритм развития. Но всем понятно, что он заключается лишь в одном - обеспечении достойной жизни граждан. И здесь я вижу два сугубо принципиальных момента. Первый - благоустройство, второй - кооперация.
Сегодня подписана новая программа, в которой мы создаем новые экономические преференции для тех, кто приступит к следующему этапу благоустройства в области. Несколько лет назад мы активно взялись наводить порядок в районах и городах. Область стала одной из самых благоустроенных в России. Работа была проведена замечательная. Но затем переключились на другие проблемы, и благоустройству на местах стали уделять меньше внимания, чем раньше. А ведь надо помнить, что каждый инвестор будет обращать внимание на "лицо" того или иного населенного пункта. Поэтому я сейчас категорически требую от органов местного самоуправления максимально использовать новую программу по благоустройству во всех муниципальных образованиях.
А нашим средствам массовой информации я бы рекомендовал возродить рубрику "Чистый четверг". Как в те годы, когда мы только начинали приводить в порядок область. Каждый четверг половина местных газет рассказывала про аккуратных домовладельцев с прекрасными усадьбами, другая осмеивала всех наших нерях. Считаю, что эту традицию стоит возродить. И призываю всех глав районов и сельсоветов приступить к новой "пятилетке" благоустройства.
Вторая задача, как я уже сказал, - развитие кооперации. Вступление в ВТО - это определенного рода вызов отечественному агропромышленному комплексу. И сегодня дешевая свинина, мясо птицы завалили российские рынки. Фермеры испытывают проблемы: например, на каждом килограмме свинины сегодня теряется от 15 до 23 рублей в зависимости от региона. Нужны новые подходы, новые решения.
Помочь российскому производителю стать конкурентоспособным могла бы кооперация. В тех странах, где она развита (например, в Голландии, где 75 процентов населения заняты в кооперативах), не может быть неконкурентной среды. Кооперация - это механизм для нашего населения, который позволит ему стать богаче. Это ключевой фактор не только для стабилизации политической обстановки, но и основа социальной стратегии, социальной справедливости.
Кстати
В 2012 году совокупная поддержка малого бизнеса превысила 1 млрд рублей. Условия предоставления микрозаймов в областном Фонде поддержки малого и среднего предпринимательства максимально приближены к зарубежным стандартам: ставка - от 1 до 7% годовых - существенно ниже предлагаемой банками. Предоставлено 40 поручительств на сумму 164,8 млн рублей, что в 1,8 раза больше, чем в предыдущем году. В результате объем привлеченных под гарантию Фонда кредитных ресурсов для развития субъектов малого и среднего бизнеса удвоился.