Валерий Кувакин, президент Российского гуманистического общества:
- Его можно представлять как минимум двумя способами - таким, каким он показан в Библии и таким, каким он представляется человеку в силу его мировоззрения. В Библии картина, как мне кажется, не совсем однозначная. С точки зрения современного сознания там есть вопросы. Ну а с житейской точки зрения люди плохо себе представляют, что такое рай, он для них - это какое-то общее смутное желание, нечто предельно хорошее. Но надо сказать, что сам я - неверующий научный скептик. Я считаю, что все, что рождается в нашем мире, имеет конец, и человек - не исключение. Но все не так уж плохо, как может показаться. Существует такое понятие, как практическое бессмертие, которого мы можем достигать на Земле. Нет, речь идет не о генной инженерии. Ученые говорят, что человек в хороших условиях может жить сто - сто пятьдесят лет. Но мы эти ресурсы пока не используем в силу самых разных проблем. И я уверен, что когда человек проживает всю свою жизнь, которая отпущена ему природой до конца, то у него возникает совершенно естественное желание "отдохнуть", то есть прекратить жизнь. Я встречал людей, которые, исчерпав свои естественные ресурсы, говорили мне, что дописали свою биографию до последней страницы. Такие чувства связаны с тем, что человек достигает полноты земного существования. И потом, ведь надо уступить место на Земле следующему поколению. Таков порядок. Поймите: и вы, и я сделаны из того же материала, из которого сделан космос. И со смертью мы с космосом вновь сливаемся. Здесь нет никаких страхов и ужасов. Все безмятежно, светло и благородно.
Хайдар Мусин, заслуженный конструктор РФ, мусульманский публицист:
- Рай - это место вечного блаженства для душ праведников, где произойдет телесное и духовное возрождение человека. Мусульмане верят в истину воскресенья в той форме, в которой говорится в Cвященном Коране. Рай для людей является своего рода мотивом, подталкивающим их к достижению вершин. Ад же для людей, духовный уровень которых не достиг нужной зрелости, является источником страха, который вынуждает их установить строгий контроль над своей жизнью. Лицо человека, вошедшего в рай, исполнено сиянием, говорящим о том, что душа его счастлива и покойна. И как Всевышний способен весной оживить миллиарды насекомых и вернуть жизнь высохшим деревьям, таким же образом он однажды сможет воскресить человека из праха после смерти.
Дмитрий Энтео, православный активист:
- Рай - это, на мой взгляд, не столько место, сколько состояние души человека. И начинается оно уже здесь, на Земле. Ведь сказано в Священном Писании, что "Царствие Небесное внутри вас есть". Представьте себе, например, двух людей. У одного из них может быть все, о чем только можно мечтать - финансовое благополучие, большая семья, известность, может быть, даже здоровье. Но если он не живет с Богом внутри, то у него не будет мира в душе. Другой человек может и не иметь всего этого, но иметь главное - Бога в душе, и тогда рай для него наступит уже здесь и сейчас. Каким является наше состояние по отношению к Богу в этом мире, таким оно останется и в мире ином. Рай - это пребывание рядом с Господом. Конечно, это будет и некое чувственное состояние, умиротворение и спокойствие. Но самое главное - это близость к Богу.
Лариса Дикая, доктор психологических наук, заведующая лабораторией психологии труда Института психологии РАН:
- Как психолог труда я считаю, что рай - это место, где человек может реализовать все свои способности, что у него раньше не получалось. К сожалению, некоторые причины зачастую не позволяют этого сделать, и личность не может реализовать свои высшие духовные потребности. Первая из них - социальное неравенство. И это касается любого мирового общества, не только российского. Вторая - отсутствие активности у самого человека. Впрочем, стремление к развитию выражено у разных людей в разной степени.