О том, что в автоинспекторах скоро не будет надобности, объявил руководитель центра безопасности дорожного движения МВД Украины Сергей Будник. "Мы очень серьезно работаем над тем, чтобы исключить субъективный фактор. Предусмотрена разработка законопроекта о вводе автоматической фиксации дорожного движения", - заявил украинский милиционер. Но, как это часто бывает, чиновник не стал вдаваться в технические тонкости.
"Переход к автоматическому слежению за дорогой, конечно, неизбежен. В Европе все давно фиксируется камерами, а нарушитель видит номер своего автомобиля и персональное предупреждение на ближайшем информационном табло. После он по почте получит квитанцию или повестку в суд. Нечто подобное должно быть и наверняка будет в Украине. Мы изучаем зарубежный опыт и уже проводим закупки опытных образцов систем", - пояснили "РГ" в департаменте по связям с общественностью МВД Украины. Но ни конкретных сроков перехода ГАИ на инновационные рельсы, ни суммы, в которую обойдется техническое перевооружение дорожной милиции, назвать не смогли.
Впрочем, дата, к которой можно привязаться, все-таки есть - 2016 год. Именно этим сроком ограничена правительственная целевая программа по повышению безопасности движения. В ее концепции под заголовком "пути и способы разрешения имеющихся проблем" как раз говорится о необходимости "введения автоматизированных методов контроля за движением". Примечательно, что опыт внедрения подобных систем на Украине есть: в Харькове и области уже два года действуют несколько автоматизированных постов, в том числе один на пограничном контрольно-пропускном пункте с Россией. По отзывам руководства местного ГАИ, работать, имея на руках данные фотофиксации, а точнее, доказывать в суде нарушения водителей, милиционерам стало намного проще.
О том, насколько будет сокращен личный состав украинской госавтоинспекции, судить пока рано. Но в плане закупок ГАИ на этот год значатся 300 лазерных систем измерения скорости с функцией фиксации номера "ТруКам" и 500 программно-аппаратных комплексов "Рубеж". Значит ли это, что, по меньшей мере, на 800 инспекторов в ГАИ станет меньше?
Вполне возможно. Дело в том, что сокращения в ГАИ идут с 2010 года, исключительно в рамках административной реформы. К примеру, только в Киевской области под сокращение попали более 20 процентов сотрудников. А в Луганской области из 180 инспекторов после реформы осталось только 60. Стремительное сокращение вызвало даже эмоциональную реакцию со стороны руководства ГАИ: "Не нравятся сотрудники ГАИ, убирайте, мы и так уже сократили кадры. Но что-то должно быть взамен! Нужно использовать современную технику, как это делают во всей Европе", - в сердцах заявил недавно замначальника ГАИ Владимир Резников. Вероятно, этот крик души услышали в руководстве МВД.
Проблема коррупции в ГАИ и МВД - одна из главных для Украины. По официальной статистике, предоставленной недавно украинским минюстом, только в минувшем году 289 сотрудников автоинспекции попались на взятках и были привлечены к административной ответственности. Еще 264 сотрудника внутренних дел, включая гаишников, стали фигурантами уголовных дел. При этом речь идет не только о низовом уровне, рядовых инспекторах (они чаще всего отделываются штрафами до 200 долларов), но и о руководителях подразделений. Так, в 2010 году был арестован в момент получения взятки начальник ГАИ Черниговской области, а в 2011 году под следствие по тем же причинам попали начальники райотделов ГАИ в Одесской, Полтавской, Луганской областях. При этом размеры взяток во всех случаях варьировались в районе 100 тысяч гривен (11,5 тысячи долларов).