Экологи из Норвегии обсудили совместные проекты с партнерами в России

Ликвидация объектов, опасных в ядерно-радиационном отношении, и возможности международного сотрудничества в этой сфере  -  такую повестку избрали для рабочего семинара в Москве представители известной экологической организации "Беллона" и их визави в корпорации "Росатом".

Как и год назад, внимание экологов и специалистов-атомщиков было сконцентрировано на конкретных проектах, которые уже реализуются или готовятся к реализации на Кольском полуострове - в местах дисклокации атомного флота - военного и гражданского. Среди них - международный проект "Лепсе". Он предусматривает комплексную утилизацию одноименной плавтехбазы, которая много лет использовалась для перезарядки атомных реакторов и хранения выгруженного облученного топлива, а со временем сама превратилась в головную боль для мурманского "Атомфлота".

Поясним: построено судно на Николаевской верфи (Украина) в 1934 году. Через 27 лет на Адмиралтейском заводе в Ленинграде переоборудовано под плавучую техническую базу. До 1981 года ПТБ "Лепсе" обеспечивала перезарядку реакторов на атомных ледоколах. В 88-м выведена из эксплуатации, в 90-м определена в категорию "стоечных", то есть не самоходных судов.

Сейчас в хранилищах "Лепсе" - это уже не тайна  - 630 облученных тепловыделяющих сборок: 313 из них, по заключению экспертов, можно извлечь из пеналов, еще 19 ОТВС - в кессонах. Остальное - дефектные сборки, которые придется извлекать вместе с пеналами.

Минувшей осенью, соблюдая необходимые меры предосторожности, "Лепсе" перевели из областного центра на судоремонтный завод "Нерпа", где и должен завершиться жизненный путь рядовой плавбазы, получившей мировую известность из-за связанных с нею проблем. Уже разработан и утвержден проект выгрузки облученного топлива из хранилища "Лепсе" (его представил техничеcкий директор АНО "Аспект-Конверсия" Анатолий Цубанников), есть и общий проект утилизации ПТБ  - с постановкой ее надежно "упакованных" фрагментов на специально отведенное место в береговом хранилище губы Сайда.

Однако работы на "Лепсе" не начались, потому что для нее… нет места на заводском стапеле.

По официальной версии, этот прямоугольник на стапельной плите СРЗ "Нерпа" уже много лет занимает (без внятной перспективы) расчлененный корпус первой советской АПЛ "К-3", более известной под названием "Ленинский комсомол". В разные годы разные начальники намеревались переоборудовать ее в музей и поставить в порту Мурманска - рядом с музейным уже ледоколом "Ленин". Но обещания - обещаниями, а воз и ныне там: 500 миллионов рублей, которые просит "Нерпа" на превращение первой советской атомной подлодки в музей, Минобороны, ВМФ и "Росатом" наскрести не могут - ни по отдельности, ни сообща. Эта субмарина, по словам руководителя проектного офиса "Комплексная утилизация АПЛ" Анатолия Захарчева, принадлежит Северному флоту. И значит, искать решение должны в Министерстве обороны. "Мы обращались туда, но дело не сдвигается, - утверждает Захарчев. - А "Росатом" не может заниматься судьбой этой АПЛ".

Помеха в виде "К-3", как выясняется, не единственная. Вторая серьезная проблема - отсутствие у СРЗ "Нерпа" реально подтвержденного финансирования на весь цикл утилизации плавбазы с облученным топливом. Сейчас, по словам руководителя проекта "Лепсе" Олега Ерина, есть подтвержденное финансирование только на создание инфраструктуры и разрезку судна. Финансирование на вторую часть - а это выгрузка ОЯТ, формирование блок-упаковок, которые будут транспортированы в губу Сайда, и сама транспортировка -  пока не подтверждено. "И мы не хотим, чтобы "Лепсе" превратилось в "К-3" - с непонятной судьбой и отсутствием финансирования", - резонно заключает Ерин.

Партнеры в Норвегии, немало сделавшие для привлечения финансовых средств из Европы, США и Канады на проекты в рамках "Глобального партнерства" и "Северного измерения", с нескрываемой грустью смотрят на наши внутренние нестыковки и плохо объяснимые проволочки.

- Более полугода назад, провожая "Лепсе" в последний поход на "Нерпу", представители "Беллоны", "Росатома" и Европейкого банка реконструкции и развития были уверены, что оно направляется прямиком в сухой док "Нерпы", - поделился с мурманскими журналистами  генеральный менеджер объединения "Беллона" Нильс Бемер. - А сейчас выясняется, что из-за несогласованности с финансированием плавбаза может надолго застрять без движения. Поэтому важно, чтобы все заинтересованные стороны как можно скорее приняли согласованный план действий...

Среди других, уже реализованных проектов, о которых шла речь на семинаре в Москве, поучителен во всех отношениях опыт двухстороннего сотрудничества России и Германии при создании в губе Сайда долговременного берегового хранилища реакторных отсеков АПЛ. О пуске первой очереди этого уникального объекта и о том, как на других береговых технических базах, перешедших от ВМФ к "Росатому", разгребают радиоактивные завалы "холодной" войны, мы уже рассказывали ("На Кольском авралы отменяются" - "РГ", 08.11.2011 г.).

Встречавший нас в губе Сайда начальник Центра по обращению с РАО Вазген Амбарцумян давал подробные объяснения (см. видео), как и для чего это все создавалось, как работает, и как будет развиваться. Он же, оказавшись на совещании в Москве уже в должности директора  всего Северо-Западного центра "СевРАО", имел возможность подтвердить: то, что год назад еще строилось или было в планах, сегодня уже работает.

прямая речь

Вазген Амбарцумян, директор "СевРАО":

- Проблемы комплексной утилизации атомных подводных лодок и кораблей атомного технологического обслуживания столь масштабны и значительны, что их решение в разумные сроки было бы невозможно без международной помощи. Российско-германский проект в губе Сайда - один из самых масштабных и самых динамичных в рамках Глобального партнерства. Он наглядно демонстрирует, как в современных условиях должны решаться вопросы радиационной и экологической безопасности. Это яркий и поучительный пример международного сотрудничества.