Приговор был составлен на основании вердикта присяжных заседателей. Ранее они признали капитана первого ранга Дмитрия Лаврентьева и трюмного машиниста старшину Дмитрия Гробова невиновными по всем статьям обвинения, предъявленного им прокуратурой. У ведомства, однако, есть десять рабочих дней для обжалования приговора.
Между тем адвокаты надеются, что ведомство не будет подавать апелляционную или кассационную жалобу.
- Уже второй раз присяжные оправдывают Лаврентьева и Гробова. Считаю, на этом нужно остановиться. Иначе будет создаваться очень неприятное впечатление о том, что прокуратура просто не доверяет людям, которых она же и отбирает в присяжные, - сказал представитель защиты Сергей Бондарь.
К слову, об отборе присяжных - коллегию, напомним, удалось сформировать только с четвертого раза. Первые три попытки провалились из-за низкой явки кандидатов.
Ранее представители военной прокуратуры сообщали, что обвинение не согласно с оправдательным вердиктом присяжных. Сотрудники ведомства ссылались на то, что присяжные не разобрались во всех нюансах уголовного дела. Однако несмотря на то, что все члены коллегии - лица гражданские, сторона защиты считает их вполне способными давать объективную оценку по делу. Средний возраст присяжных (трех мужчин и девяти женщин) - от 55 до 65 лет.
Кроме того, определенное впечатление на членов коллегии, видимо, произвела видеозапись, сделанная на "Нерпе" во время аварии. Она подтверждает правильность действий командира и экипажа АПЛ. Между тем к материалам дела следствие ее не приобщило.
Напомним, трагедия на АПЛ "Нерпа" произошла во время ходовых испытаний в ноябре 2008-го. Тогда погибли 20 человек, еще 21 был госпитализирован с отравлением. Всего на борту судна находились 208 человек. Следствие долго разбиралось с этой трагедией. По выводам следствия, система пожаротушения на подлодке сработала по вине машиниста Дмитрия Гробова, который нажал не на те кнопки и случайно ввел команду на подачу газа. Экспертиза показала, что вместо обычного фреона в баллонах почему-то оказался фреон с ядовитой примесью - тетрахлорэтиленом, из-за которого, собственно, и погибли моряки.
Потом был военный суд. Дело слушалось коллегией присяжных. Главный аргумент защиты на процессе звучал так - в несчастье виновата техника: частные компании установили на подлодке "сырое" программное обеспечение и оборудование, которое не игнорировало заведомо ложные команды. В сентябре 2011 года присяжные назвали командира атомохода Дмитрия Лаврентьева и трюмного машиниста Дмитрия Гробова невиновными. С таким оправдательным приговором не согласились военные прокуроры. Почти сразу они обжаловали этот вердикт, и Верховный суд с ними согласился. Дело было передано на новое рассмотрение.