По данным регионального департамента промышленности, транспорта, связи и энергетики, в 47 населенных пунктах Зауралья нет автомобильных дорог с выходом на федеральные трассы - имеется только железнодорожное сообщение. При этом 24 населенных пункта связывает с "большой землей" только грунтовка, что в межсезонье означает фактическое отсутствие дороги.
О возможной замене железнодорожных пригородных перевозок автобусными заговорили в конце прошлого года на фоне длительных переговоров правительства Курганской области и руководства Свердловской пригородной компании по поводу заключения нового договора на транспортное обслуживание региона.
По словам заместителя директора департамента Юрия Найданова, договор этот подписали только 25 декабря и то лишь на три месяца - до 31 марта 2013 года. Железнодорожники настаивали на компенсации своих убытков из областного бюджета и возмещении выпадающих доходов, составивших за 2011-й и 2012 годы более 200 миллионов рублей. Для бюджета Зауралья суммы оказались неподъемными. В конце концов удалось договориться, что региональный бюджет будет компенсировать только фактические убытки, понесенные компанией, и возмещать выпадающие доходы по итогам каждого квартала. Кроме того, в электричках повысили тариф с 1,4 до 1,9 рубля за каждый километр пути. На таких условиях договор удалось продлить до 31 декабря 2013 года. Маршрутная сеть сохранена до конца года в прежнем объеме, по территории Курганской области курсирует 31 пригородный поезд. Правительство региона также изыскало средства - около 22 миллионов рублей - на компенсацию льготного проезда в электричках школьников и студентов. Но все это временные меры, а что будет дальше, пока неизвестно.
Похоже, на этот счет нет полной ясности и у железнодорожников. На днях глава ОАО "РЖД" Владимир Якунин снова вернулся в своем личном блоге "к наболевшей теме субсидирования пригородных перевозок". Он отмечает, что под вопросом оказалось ни много ни мало существование пригородных железнодорожных перевозок в целом ряде регионов России. В черный список попала и Курганская область, которая, по словам Якунина, не предусмотрела в своем бюджете компенсацию убытков от социальных перевозок. При этом, отмечает он, за последние три года в регионе в два раза - с 1,4 до 2,8 миллиарда рублей - увеличились расходы на автодорожную инфраструктуру.
Железнодорожники также напомнили, что в 2014 году Минфин России планирует двукратное - с 25 до 12,5 миллиарда рублей - сокращение федеральной поддержки пригородной инфраструктуры. В 2015-м госпомощь урежут до 6,25 миллиарда и полностью прекратят в последующие годы. Таким образом, вся финансовая ответственность за перевозку пассажиров пригородным железнодорожным транспортом ляжет на бюджеты регионов. А ввиду того, что они весьма ограничены и не могут полностью компенсировать выпадающие доходы пригородных компаний, возможны новые изменения в движении электричек (сокращение маршрутов, частоты курсирования и составности поездов), а также повышение тарифов для населения.