В субботнем интервью программе "Вести в субботу с Сергеем Брилевым". Путин заявил, что оснований для привлечения к уголовной ответственности должностных лиц в связи со смертью аудитора Hermitage Capital Сергея Магнитского в следственном изоляторе нет. Смерть Магнитского - это трагедия, но злого умысла и халатности в этом не было, подчеркнул президент. "Трагедия произошла, - заявил он. - Что, в американских тюрьмах никто не умирает, что ли? Не было ни пыток, как об этом говорили, ничего другого, что требовало бы привлечения к уголовной ответственности должностных лиц. Дело закрыто". Путин напомнил, что зато дело главы компании, в которой работал Магнитский - Уильяма Браудера - не закрыто. По его мнению, США следовало бы дождаться итогов расследования дела Магнитского, прежде чем принимать подобный закон.Таким образом, он дал однозначный ответ на вопросы о том, как скажется американский закон на судьбе наших сограждан, которых он касается. Говоря коротко - никак. Более подробно на этот счет дали объяснения глава минюста Александр Коновалов и глава МВД Владимир Колокольцев.
Именно их сотрудники оказались едва ли не во главе "списка". В ту же пятницу они одновременно провели в своих ведомствах заседания, участие в которых приняли и фигуранты американского закона.
Оба министра заверили, что попадание в список никак не скажется на деятельности и карьерных перспективах этих сотрудников.
Попадание в "список Магнитского" никак не отразится на сотрудниках системы Минюста России. Об этом заявил глава ведомства Александр Коновалов на совещании, в котором приняли участие сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний - полковник внутренней службы Иван Прокопенко и подполковник внутренней службы Дмитрий Комнов. Их имена значатся в "списке Магнитского".
"Ваше попадание в этот список, который опубликовало иностранное государство, для нас с вами является юридически безразличным фактом", - подчеркнул министр. И добавил: "Трагедией для нас это решение не является".
"Продолжайте работать спокойно, никто никаких мер и взысканий к вам в связи с объявлением вас виновными иностранным государством принимать не собирается", - заверил Коновалов, обращаясь к Прокопенко и Комнову. "С одной стороны, мы сами с себя должны иметь самый строгий спрос, потому что мы - государевы люди, мы должны выполнять нашу работу, мы должны строго соблюдать закон, с другой стороны - не впадать в крайности и не шарахаться от каждого такого жупела, которым в нашу сторону грозят непонятно зачем", - заявил глава минюста. И обратил внимание, что итоги следствия по делу Магнитского пересмотру не подлежат.
Примерно в таком же ключе вел беседу со своими подчиненными и глава МВД Владимир Колокольцев: "Пусть вас никоим образом подобного рода решения в какие-то волнения не вводят", - обратился он к сотрудникам. "Сколько там этих актов будет приниматься представителями других государств, какие будут по этим актам они выносить решения - граждан Российской Федерации это никоим образом не должно волновать, если эти граждане законопослушные, если эти граждане Российской Федерации, будь то в погонах либо без погон, если они никаких преступлений не совершали", - подчеркнул министр.
В то же время, по мнению Колокольцева, у МВД есть основания говорить о нарушении закона рядом граждан, которые выступили организаторами информационных атак на сотрудников МВД, занятых по делу Сергея Магнитского. Об этом министр заявил на встрече с сотрудниками ведомства, чьи имена попали в "список Магнитского". "В своем правовом поле тоже расставим акценты и дадим правовую оценку всем тем событиям", - сказал он.
Во время этой встречи, кстати, и выяснилось, что сам американский закон, по крайней мере в некоторой своей части, - пропагандистский выстрел в воздух.
Оказавшиеся в "списке Магнитского" старший следователь по особо важным делам Следственного департамента МВД Олег Сильченко и занимавшая в свое время должность замначальника СК МВД Наталья Виноградова сообщили, что не вполне понимают, как включение их имен в этот список может повлиять на их дальнейшую жизнь. За границу они не ездят, имущества там никакого не имеют. "Поэтому "список Магнитского" считаю полной профанацией", - заявила Наталья Виноградова.
Свое отношение к американской законодательной инициативе и возможности каких-либо ее последствий для российских граждан высказало и судейское сообщество.По мнению председателя московского Совета судей Галины Агафоновой, "список Магнитского" - это вопрос политики, а не правосудия. "Все единое судейское сообщество поддерживает коллег и считает, что они абсолютно правы", - отметила Агафонова, говоря о российских судьях, чьи имена попали в "список Магнитского". Она высказала сожаление, что своим решением США сомневаются в легитимности суда РФ. "Суд далек от политики, суд решает вопросы с учетом норм материального права, процессуального права и конкретных обстоятельств", - отметила она.