29.04.2013 23:40
Поделиться

Модернизация авиапрома невозможна без омоложения кадров

Авиапром в ближайшее время столкнется с кадровым голодом. Об этом заявил замминистра промышленности и торговли РФ Юрий Слюсарь на Съезде авиапроизводителей. По данным минпромторга, 50% занятых в авиационном производстве - старше 50 лет, 15% - старше 60 лет. Это означает, что к 2020 году большая часть занятых в отрасли выйдет на пенсию.

Сейчас меняется сам характер производства, внедряются станки, работа на которых требует новых компетенций и даже новых профессий, но система подготовки в вузах, система переподготовки и повышения квалификации осталась на прежнем уровне и отстает от технологического прогресса.

"Проблемы авиации сегодня связаны не с недостатком финансирования, как это было раньше, а с нехваткой квалифицированных специалистов, особенно молодых, - считает председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности Николай Соловьев. - В первую очередь необходимо обеспечить достойную зарплату - выше среднестатистической в регионе как минимум на 10% с обязательной индексацией. Особое внимание нужно уделить зарплате высококвалифицированных рабочих, дефицит которых в отрасли также велик. Только при достойной оплате труда можно рассчитывать на повышение качества их деятельности и мотивации к труду. Инвестиции в кадры являются прямым следствием повышения конкурентоспособности отрасли в целом".

Эксперты считают необходимым сформировать целостную систему мотиваций, включающую как материальную, так и нематериальную составляющую. Одной из таких мотивационных составляющих может стать привлечение молодых специалистов к инновационным разработкам. Однако отечественные конструкторские бюро не могут дать молодежи стимула для работы в этой сфере.

"Когда я спрашиваю молодых ребят, почему они уходят из наших КБ в западные, они отвечают, что там они могут увидеть на практике, где конкретно была внедрена их разработка, в каком самолете или вертолете и как она "летает", - конечно же, это является мощным стимулом продолжать начатое дело, - говорит член Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ Михаил Каштан. - У нас же деятельность КБ построена таким образом, что от разработки до внедрения проходят годы. Кроме того, например, в США деятельность КБ в большей степени направлена на постоянную модернизацию уже созданных самолетов или вертолетов, поэтому у них выпускается по пять-шесть модификаций одного и того же вертолета, и все они успешно летают и востребованы на рынке. Наши же КБ подолгу ждут глобальных заказов на разработку абсолютно нового вертолета или самолета. Конечно, крупный заказ для КБ - это настоящий подарок, но от одного заказа до другого зачастую проходит много времени, и бывают периоды, когда конструкторские бюро по большому счету сидят без дела. Конечно, молодым людям не нравится такая цикличность, когда авральная работа сменяется простоями. Нам нужно менять принцип работы наших КБ".