Как сегодня чувствуют себя банковский сектор страны и его главный регулятор - Центральный банк Азербайджана?
Эльман Рустамов: На мой взгляд, банковский сектор Азербайджана находится в зоне комфорта и продолжает динамично развиваться. Особо хотелось бы отметить, что это развитие имело место как на фоне мирового экономического кризиса, так и в настоящий момент, когда события на основных финансовых рынках не внушают уверенного оптимизма. Так, за последние 10 лет активы банковского сектора выросли в 21 раз, кредитный портфель - в 28 раз, капитализация - в 35 раз, вклады населения - в 33 раза. Динамичный рост основных индикаторов, в частности депозитов населения, дает основание полагать, что высокое доверие к банковскому сектору Азербайджана продолжает сохраняться. Что касается качественных показателей, то и они находятся на уровне, не вызывающем серьезных опасений. Так, объем просроченной задолженности на конец 2012 года составил всего лишь 6% от кредитного портфеля.
Последовательная позиция Центробанка как регулятора в предкризисный период сыграла немалую роль в сегодняшней стабильности сектора. Мы предприняли целый ряд денежно-кредитных и пруденциальных мер, направленных на сведение к минимуму воздействия мирового кризиса на банковскую систему страны. Результатом этого явилось то, что в Азербайджане в отличие от других стран региона не наблюдались чрезмерная напряженность и случаи банкротства. Предпринятые нами антикризисные меры получили высокую оценку со стороны международных финансовых институтов.
Сегодня рост и развитие банковского сектора идет настолько быстрыми темпами, что мы вынуждены все чаще призывать банки к более сдержанному поведению на рынке, а также существенному усовершенствованию системы управления рисками, системы мотивации и корпоративного управления. Тем не менее необходимо признать, что в отдельных случаях институциональное развитие банков не поспевает за ростом. Именно поэтому, чтобы предотвратить потенциальные риски от несбалансированного роста, Центробанк Азербайджана ужесточил требования к качеству активов, к залоговому обеспечению кредитов, повышены требования к созданию резервов по активам. Думаю, что успех регулятора сегодня и в будущем во многом будет зависеть, насколько он проактивен. Банковский бизнес стремительно развивается, и это развитие все больше базируется на инновациях. Это, в свою очередь, ставит новые вызовы перед ЦБА, требует от него большей компетенции, чем это было, скажем, даже года два назад.
Вообще усложнение банковского рынка требует от банковского регулятора использования более гибких инструментов монетарной политики и подходов к банковскому надзору. Думаю, появление финансовых холдингов и банковских групп, включающих страховые, лизинговые компании, потребует внесения изменений в существующую практику регулирования и банковского надзора.
Мы находимся в посткризисном периоде, многие видные экономисты предрекают возможность очередной волны глобальных финансовых потрясений. Хотелось бы услышать вашу оценку нынешней ситуации и того, как дальше будет регулироваться банковский сектор Азербайджана. В частности, каких результатов вы ждете от решения ЦБА о пятикратном повышении уставных капиталов для действующих в стране и вновь открывающихся банков?
Эльман Рустамов: Действительно, в июле прошлого года решением правления Центрального банка минимальное требование к совокупному капиталу банков было увеличено в 5 раз - до 50 млн манатов (63,6 млн долларов США). Банкам предоставлен достаточно широкий временной диапазон для уточнения планов по капитализации и их реализации (новое требованию по капиталу вступает в силу с 1 января 2014 года). Хотел бы отметить, что банки, обладающие почти 90% совокупных банковских активов, уже отвечают новым требованиям ЦБА по капитализации. И именно поэтому на 1 января 2014 года мы не ожидаем напряжения на банковском рынке. Что касается основных причин требований по увеличению капитала, то в этом контексте я бы во главу угла поставил процесс консолидации. На самом деле консолидация - это долгосрочная задача, которая осуществляется Центробанком в рамках стратегии развития банковского сектора страны. За прошедшее десятилетие произошел значительный рост экономики, выросли потребности реального сектора, и банкам необходимо удовлетворять растущие потребности бизнеса.
Мы рассматриваем процесс консолидации банковского сектора в контексте укрупнения его финансовой и капитальной базы, расширения инвестиционного потенциала, улучшения качества предоставляемых услуг, а также повышения уровня корпоративного управления. На сегодняшний день у нас уже есть несколько прецедентов, когда участники рынка принимали решение о консолидации. И особо хотел бы отметить, что все прецеденты явились удачными в формате создания инвестиционного потенциала. Более того, в нашем случае консолидация послужила важным элементом, катализирующим ведение здорового банковского бизнеса на основе принципов корпоративного управления, учитывая интересы как акционеров, так и потребителей банковских услуг.
Хотелось бы, чтобы вы остановились на основных моментах проводимой Центральным банком денежно-кредитной политики.
Эльман Рустамов: Центральный банк в рамках своих компетенций поддерживает макроэкономическую устойчивость посредством обеспечения стабильности цен. В долгосрочной перспективе для воздействия на инфляцию и экономический цикл особое внимание уделяется обеспечению макроэкономической, институциональной и структурных условий в направлении имплементации нового более эффективного режима по денежной политике. Конкретно основной целью нашей денежной политики является удержание инфляции в диапазоне 5-6%. Для достижения основной цели курсовая политика направлена на обеспечение равновесия между спросом и предложением на валютном рынке, а также на предотвращение ощутимых колебаний курса маната по отношению к доллару США. Фундаментальным фактором, влияющим на курс национальной валюты по отношению к доллару США, является профицит текущего счета платежного баланса. В общем, стабильность курса маната является одним из основных факторов макроэкономической и финансовой стабильности.
Уточняющий вопрос, есть ли планы по переходу на плавающий курс маната, если да, то когда? Или политика ЦБА по регулированию курса маната по отношению к мировым валютам и прежде всего доллару США сохранится в ближайшем десятилетии и дальше?
Эльман Рустамов: Как я отмечал, Центробанк уделяет особое внимание реализации условий по имплементации более совершенного режима денежной политики на средне- и долгосрочную перспективу. В данных условиях гибкий курсовой режим имеет особое значение. Он обеспечивает более эффективный монетарный надзор за денежной массой и процентными ставками. Немаловажное значение для перехода к данному режиму имеют диверсификация экономики и экспорта, укрепление фискальной устойчивости, развитие финансовых рынков, а также превращение процентных ставок в основное средство воздействия на инфляцию. Принимая во внимание вышесказанное, Центральный банк уже заявил о своем намерении в перспективе перейти на более гибкую курсовую политику. Это будет зависеть от диверсификации валютных каналов, а также от способности финансовых рынков к саморегулированию.
Сообщалось также о разработке ЦБА новой стратегии управления. Что можно сказать о ее основных направлениях?
Эльман Рустамов: Центробанк Азербайджана внедрил практику стратегического управления начиная с 2000 года. Банк достиг заметных успехов за эти годы, но, несмотря на это, мы продолжаем двигаться в направлении его модернизации. Мы считаем, что успешное внедрение стратегического управления позволит нам быть готовыми к новым вызовам, с которыми ЦБА сталкивается как главный регулирующий орган финансовой системы страны.
Учитывая природу этих вызовов, мы определили для себя несколько основных стратегических направлений на последующие годы. Эти направления диктуются, во-первых, возрастающей неопределенностью глобальных экономических условий и необходимостью поддержания макроэкономической стабильности. Конечно, это наша главная задача, которая органично вытекает из миссии Центрального банка. Для поддержки стабильности национальной экономики есть необходимость дальнейшего развития современного институционального потенциала банка. Сегодня ЦБА сосредоточен на таких стратегических целях, как создание базы для эмпирических исследований, дальнейшего улучшения макроэкономического регулирования и развития интеллектуальных ресурсов в стране.
Мы также планируем комплексную модернизацию поддерживающих функций, которые способствуют достижению миссии банка. В частности, современные методы будут внедрены и в области управления обращением наличных денежных средств, разработки статистических данных и коммуникационной деятельности. Другим ключевым стратегическим приоритетом является адаптация институционального управления к современной практике. С одной стороны, мы пытаемся достичь передового уровня управления институциональной системой, учитывая уровень организационной зрелости банка. С другой - полны решимости стать центром инноваций в этой области.
Одной из основных стратегических задач для нас является принятие активного участия в разработке и реализации концепции "Азербайджан-2020. Взгляд в будущее", принятой по инициативе президента Азербайджана Ильхама Алиева. Мы намерены активно участвовать в процессе разработки новых стратегий экономического развития, и в этих целях планируем претворение в жизнь около 40 новых проектов в течение ближайших 3-4 лет, которые сделают наше участие в экономике более плодотворным.
Политика ЦБ Азербайджана направлена на обеспечение макроэкономической и финансовой стабильности в стране посредством регулирования денежной массы, учетной ставки и макропруденциальной политики для достижения целей по инфляции и финансовой стабильности. В настоящее время проводится умеренная монетарная политика. Учетная ставка составляет 4,75% при инфляции на уровне 1,2-1,5%, а норма обязательного резервирования - 3%. Макро- и микропруденциальная политика строится на основе контрциклических правил. Для этого применяются новые нормативы по капитальному буферу и ликвидности.
Механизм рефинансирования в основном выполняет функцию удовлетворения потребностей банков в краткосрочной ликвидности. Законодательство позволяет ЦБ предоставлять банкам и реальному сектору экономики кредиты на более длительный период и в любой валюте.