"На российских стройках только 2 рабочих из 10 являются местными, остальные - наемные работники из стран ближнего зарубежья, - отметил он. - Это вопиющая ситуация, которая через 5-10 лет загонит строительную отрасль в тупик. Решать проблему необходимо в первую очередь за счет работы с молодежью. Необходимо повысить престиж строительной профессии".
О том, что в строительном секторе происходит полная деградация кадровой политики, говорят и представители бизнеса. "Большая часть выпускников профильных вузов идет работать продавцами, а все потому, что зарплата квалифицированного инженера, который большую часть дня находится на открытой площадке и в мороз, и в жару и который несет колоссальную ответственность, сопоставима с зарплатой какого-нибудь продавца-консультанта в теплом торговом центре, - сокрушается гендиректор компании "МОС" Михаил Викторов. - Однако причина заключается не только в экономической составляющей. Профессия строителя абсолютно не престижна, она ассоциируется с недалеким разнорабочим, который приехал на заработки из какой-нибудь южной страны".
Начать возрождать престиж строительной профессии и строительное сообщество, которое сейчас практически отсутствует, планируется с регионов. Первым шагом станет строительство региональных профессиональных молодежных бизнес-центров. Они станут самообеспечивающей системой регионального развития строительной отрасли. Среди первоочередных задач - профильное трудоустройство и самореализация молодежи, поддержка строительных направлений бизнеса, взаимодействие органов власти и представителей бизнес-сообщества.
Молодежные профессиональные центры не будут дотационными организациями. Предполагается треть площадей таких бизнес-центров сдавать в аренду. На вырученные средства и будет работать организация. Первые проекты должны появиться уже в этом году. В первую очередь они откроются там, где уже есть региональные отделения Союза молодых строителей (Астраханская, Смоленская, Тульская и другие области).
"Необходимо дать возможность состояться диалогу профессиональной строительной молодежи, - уверен Александр Моор. - Для этого и создается единая площадка для формирования рабочих групп, которые в будущем вырастут в прочные команды, способные реализовать проекты любого уровня, как бизнеса, так и государственного масштаба". Кроме того, проект подразумевает налаживание диалога между профильными вузами и строительными организациями, в том числе формирование совместных образовательных программ и производственных практик.
"Сейчас многие строительные организации говорят о том, что их не устраивает та база знаний, с которой приходит молодежь на производство, - говорит Александр Моор. - Однако сами строительные компании не привыкли напрямую общаться с вузами и не могут сделать конкретного запроса. Наша задача выступить посредником между вузами и компаниями, организовать конструктивный диалог". Молодежные бизнес-центры будут создавать не только информационный ресурс, но и конкретные стройки. Так, уже начал действовать архитектурный конкурс, участники которого займутся строительством экодеревни. "Мы планируем вовлекать в свой проект все уровни молодежи, которые так или иначе имеют отношение к строительной отрасли", - отметила руководитель департамента по культуре и идеологии Союза молодых строителей Анастасия Рыжкова.
Однако скептики говорят, что даже насыщение рынка квалифицированными отечественными кадрами не заставит компании отказаться от привычной рабочей силы, которая не требует ни больших денег, ни хороших условий труда. Но оптимистов, опровергающих эту точку зрения, гораздо больше. "Значительная часть строительного сообщества понимает, что для того, чтобы быть конкурентоспособными, необходимо внедрять современные технологии, которые невозможны без квалифицированных кадров, - считает Михаил Викторов. - Гораздо выгоднее купить современное оборудование, которое будет заменять труд 10-12 неквалифицированных рук, и обучить работать на таком оборудовании всего одного человека. Однако работодатель должен иметь стимул вкладываться и в покупку оборудования, и в повышение квалификации работников. Основным стимулом для бизнеса сегодня является господдержка, в частности, наведение порядка в системе госзаказа, повышение прозрачности аукционов и доступности к ним малого бизнеса. Если государство будет проводить позитивные реформы в этой сфере, то оживление отрасли, в том числе и кадровое, произойдет естественным путем".