Игорь Пономарев, эксперт информационно-аналитического агентства ТПП-информ
Так, подача заявки на прохождение СМП может производиться в электронном виде всего за 15 рабочих дней до времени захода судна в Севморпуть. При этом администрация СМП не будет проводить специальную инспекцию судна, готовящегося к плаванию по этой артерии.
Новые правила вступают в силу в преддверии наиболее активного - летнего периода навигации по этой магистрали. Именно в этот период на Севморпути растут российские и иностранные грузопотоки. А его роль в межрегиональных грузоперевозках, в свою очередь, растет. Только за 2011-2012 гг. объем перевозимых по СМП грузов вырос более чем в 10 раз, достигнув почти 1,3 млн тонн. Такого роста за два года не было за всю его историю. Причем в прошлую навигацию впервые по этой трассе перевезен сжиженный газ из Норвегии в Японию. Однако в ближайшие годы по СМП будут расти перевозки сжиженных газов в дальневосточные страны не только из Норвегии, но и из России, в том числе с российского СПГ-комплекса на Ямале.
В числе основных преимуществ этой артерии - сокращение расстояния перевозок между Европой и регионом АТР примерно на треть. И, соответственно, меньшие расходы на фрахт и на топливо для судов. По ряду оценок, Севморпуть может взять на себя не меньше 20% объема ежегодных грузоперевозок между Европой и дальневосточными странами.
Проводку судов по Севморпути ныне осуществляют четыре двухреакторных, два однореакторных ледокола и еще пять плавучих баз обслуживания. Но число этих техсредств будет расти. Так, на Балтийском заводе уже строится универсальный атомный ледокол мощностью до 60 мегаватт. Он сможет преодолевать "крупнокалиберный" лед - толщиной 2,8 метра, который нередко встречается на трассе Севморпути в осенне-зимний период. Ввод в действие этого судна намечен на 2017-2018 годы.