Один из последних таких рейтингов - отчет "Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия. 2012" (GEM). По его данным, практически 87% россиян, не занимающихся бизнесом, не видят в своем регионе благоприятных условий для его создания и развития. Доля предпринимателей, наблюдающих новые возможности для организации компании, сократилась по сравнению с 2011 годом с 40% до 30%.
Наверное, поэтому лишь 7% россиян занимаются предпринимательством, а желание заняться бизнесом выразили лишь 2,2%. Это самый низкий показатель намерений россиян стать предпринимателями за всю историю мониторинга.
"Низкий уровень показателя, как сейчас, так и в предыдущие годы, вызван нашими традиционными проблемами - неудовлетворительный инвестиционный климат, доступ ко всем видам ресурсов, кризисные ожидания и ряд других. Одна из причин снижения - не самое продуманное решение, связанное с повышением страховых взносов для индивидуальных предпринимателей", - полагает президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин. Если с кризисными ожиданиями ничего не поделаешь, то с размерами страховых взносов ситуация скоро изменится к лучшему. "Сейчас рассматриваются несколько вариантов решения этой проблемы, - сказал глава государства на "прямой линии". - Один из основных заключается в том, чтобы вернуться к той системе, согласно которой исчисление средств, перечисляемых в социальные фонды, будет происходить на базе одного МРОТа для тех самозанятых людей, оборот которых составляет не более 300 тысяч рублей в год. Для тех предпринимателей, у кого оборот превышает 300 тысяч рублей, применить шкалу, повышающую один МРОТ плюс один процент к той величине, которая будет больше 300 тысяч".
В Японии и Норвегии, идущих следом за Россией по желанию заняться бизнесом, индекс предпринимательских намерений в 2012 году составил 5,4% и 6,7% соответственно. Для стран с развивающейся экономикой - стран БРИКС - в среднем этот показатель составляет около 21%. По странам Восточной Европы индекс предпринимательских намерений составляет 24%.
Опасения экспертов вызывает тот факт, что большинство компаний закрываются, не преодолев начальной стадии развития. Подавляющее большинство из тех, кто все же решил открыть свою фирму, идут в потребительский сектор, тогда как бизнес-услуги и высокие технологии в качестве своей специализации выбирает мизерное количество предпринимателей. Кроме того, 13% молодых бизнесменов уходят с рынка, как только находят иное место для трудоустройства.
Предпринимательство в России уже почти сто лет имеет негативную окраску, отмечает Владимир Гамза, председатель Комитета по финансово-кредитному обеспечению бизнеса "Деловой России": "Более двадцати лет в России процветает (около 40% ВВП) нелегальный, теневой бизнес, особенно в сфере малого бизнеса. Это не вина предпринимателей (иначе бы они не выжили в условиях монополизма), а их беда - малый бизнес сильно уязвим для чиновников и правоохранительных структур. Общие условия предпринимательской деятельности в России в последние годы стали ухудшаться в целях решения социальных задач любой ценой. Выход из этой ситуации только один - предпринимательство как национальная идея".
С этим согласны и авторы исследования, по мнению которых, задача государственной политики в области предпринимательства заключается не только в том, чтобы люди, имеющие предпринимательские намерения (2,2%), их реализовали, но и в том, чтобы были найдены меры экономической политики, которые сделали бы предпринимательство более привлекательным и позволили бы сократить предпринимательски пассивную часть населения. Но пока бизнес в ранг национальной идеи не возведен, приходится нам довольствоваться предпоследним, 67-м местом в мире по числу людей, создающих новые компании и руководящих ими.
- Занятие предпринимательством - это тяжелая работа, сопряженная с высокими рисками - вот почему многие россияне предпочитают другие виды деятельности. Кроме того - это еще и малоэффективная система поддержки предпринимательства, - уверен Сергей Катырин.
По словам доцента Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского университета, руководителя национальной команды GEM Ольги Верховской, высокий уровень вовлеченности в бизнес демонстрируют такие государства, как Уганда, поскольку там у людей нет альтернативы из-за высокого уровня безработицы. С этим согласен и вице-президент "ОПОРЫ России" Владислав Корочкин: "Некоторое время назад мы делали исследование на тему того, как соотносятся средний доход на душу населения и количество желающих начать свой бизнес. Одной из причин низкой активности россиян в этом вопросе является то, что у нас есть альтернативные способы неплохо заработать и достаточно хорошо жить. По сравнению с другими странами у нас больше возможностей: работа на государственной службе, в госкорпорациях, бюджетных учреждениях".
Данные GEM свидетельствуют о том, что в экономически развитых странах число компаний, работающих более 3,5 года, значительно превышает количество вновь создаваемых компаний. Если в среднем доля устоявшегося бизнеса в структуре всех предпринимателей в ресурсно-ориентированных экономиках составляет около 32%, в эффективностно-ориентированных - 36%, то в инновационно-ориентированных - 49%. По данному показателю Россия отстает от всех инновационно-ориентированных стран, кроме Сингапура. Выживаемость бизнеса в странах Восточной Европы в среднем также выше (42%). Конечно, высокая доля устоявшихся предпринимателей может объясняться не только жизнестойкостью бизнеса, но и небольшим количеством людей, открывающих бизнес в последние годы. Однако в России наблюдается негативная комбинация этих факторов - при одном из самых низких уровней ранней предпринимательской активности на долю устоявшихся предпринимателей приходится только треть от общего числа предпринимателей. Таким образом, одно из решений проблем российского предпринимательства лежит в преодолении начального этапа и повышении выживаемости компании, говорится в исследовании.
"Высокие налоги, которые платят бизнес и граждане, идут на увеличение зарплат госслужащих-бюджетников, которые зачастую получают больше, чем сами налогоплательщики. Зарплата на государственной службе должна быть существенно ниже, чем в бизнесе. Это будет важным фактором для создания благоприятного бизнес-климата", - называет основные причины непопулярности предпринимательства в России генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко.
Однако государство не собирается отказываться от приоритета решения социальных проблем. "Значительная часть всех наших задач в социальной сфере связана именно с повышением заработных плат в бюджетной сфере, за что нас очень критикуют наши либеральные коллеги. Мы будем действовать аккуратно, но все-таки по этому пути будем идти дальше", - сказал Владимир Путин.
Только 13% опрошенных назвали условия для бизнес-старта благоприятными. Во многом это связано с принятием ряда нормативно-правовых актов в конце 2012 года - начале 2013 года, убежден Владислав Корочкин: "Пока еще на этом фоне не произошли те положительные изменения, которые должны в принципе произойти в соответствии с принятыми дорожными картами и постановлениями правительства РФ. Но думаю что больше всего на ситуацию с теми, кто хотел бы начать свой микробизнес, повлияла ситуация с пенсионными отчислениями, когда нужно заплатить довольно приличную сумму, еще даже не зная, заработаешь ли ты деньги".
Зато бизнес-активность среди мигрантов в России составляет 7,4%, что существенно выше, чем у коренных жителей. Мигрантов, которые предпринимали в последний год попытки по созданию бизнеса в России, вдвое больше, чем наших собственных предпринимателей, - 5,3% против 2,4%. И это не предел, считает Владислав Корочкин, по словам которого в основном весь малый бизнес в ближайшие годы будет увеличиваться именно за счет мигрантов.