30.04.2013 12:32
    Рубрика:

    Минфин: Растущий госдолг угрожает финансовой стабильности ЮФО

    Рост долговой нагрузки угрожает финансовой стабильности региона
    Все более сложной становится ситуация с долгами регионов юга России.

    Они растут угрожающими темпами. Как сообщило Министерство финансов РФ, к началу апреля объем государственного долга субъектов ЮФО превысил 127,7 миллиарда рублей. К концу первого квартала 2012 года этот показатель составлял лишь 85,9 миллиарда рублей. Таким образом, всего за год задолженность региональных властей выросла почти на 50 процентов. Раньше темпы роста госдолга были куда скромнее.

    Нечто подобное наблюдается и в других округах. Правда, общая картина не всегда точно отражает положение дел в отдельных субъектах РФ. Так, стремительное увеличение госдолга в ЮФО во многом обусловлено ростом заимствований Краснодарского края. В то же время Ростовская область сохранила госдолг на прежнем уровне, а Калмыкия и Адыгея сократили его.

    - Общий объем регионального долга еще далек от критических значений, однако беспокойство вызывают темпы его роста, - полагает аналитик компании "Финэкспертиза" Дарья Рожкова. - С марта 2010 года по март 2013 года объем долговых обязательств субъектов РФ вырос более чем на 50 процентов, с почти 900 миллиардов рублей до 1,35 триллиона. Такая тенденция, скорее всего, сохранится. Сокращение объемов бюджетного кредитования вынудит местные власти искать средства вовне либо выпускать региональные ценные бумаги. Однако плохие финансовые показатели и несбалансированность бюджета могут сделать такие инструменты совсем не интересными для регионов. И вот тогда вопрос финансирования и обслуживания уже существующего долга может встать очень остро.

    В структуре долгов регионов преобладают бюджетные кредиты. На их долю приходится 37 процентов в общей структуре долговых обязательств субъектов РФ. 28 процентов занимают обязательства по государственным ценным бумагам, 23 - по коммерческим ссудам, остальные 12 - государственные гарантии и внешние займы.

    Бюджетные кредиты предназначены для покрытия кассовых разрывов и сбалансированности бюджетов. Местные власти стремятся получать средства из госказны, поскольку они дешевле кредитов, которые предоставляют коммерческие банки. Однако правительство ужесточает доступ к недорогим деньгам. В нынешнем году объем бюджетных ссуд сократится почти втрое, заявил министр финансов РФ Антон Силуанов. В то же время вопрос о реструктуризации таких займов до сих пор не решен.

    Регионы набрали столько кредитов, что возникли сомнения по поводу их возврата. Глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, выступая на коллегии минфина, отметила, что финансовое положение ряда территорий не очень хорошее, а количество дотационных регионов увеличилось. "Почему мы не остановили безудержные заимствования ряда регионов, которые практически стали банкротами?" - недоумевает спикер верхней палаты парламента.

    - В 2012 году напряженность бюджетов регионов резко усилилась, - сообщила корреспонденту "РГ" директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ Наталья Зубаревич. - Доходы выросли только на пять процентов, а в 15 субъектах РФ они уменьшились. Во всех субъектах РФ выросли социальные обязательства в соответствии с решениями федеральных властей. Выполнить даже приоритетные за счет имеющихся доходов оказалось не под силу большинству территорий.

    С ней соглашается и директор департамента стратегического анализа аудиторской компании ФБК Игорь Николаев:

    - Регионам приходится занимать все больше средств, чтобы выполнить предвыборные обещания, которые щедро раздавались в 2011 - 2012 годах. Еще одна причина растущих долгов - замедление экономического роста, что означает меньшие доходы и дополнительную потребность в финансовых заимствованиях.

    Собственно, сам по себе долг не является проблемой. Брать взаймы - нормальная финансовая практика, которой не гнушаются не только люди или организации, но и регионы. Тем более что ссуды шли на погашение бюджетного дефицита. Заемные деньги направлялись прежде всего на повышение заработной платы учителям и врачам. Значительный рост госдолга Кубани эксперты объясняют необходимостью финансировать работы по ликвидации последствий наводнения в Крымске.

    Как отмечают эксперты, усиление социальной ориентации бюджетов шло на счет быстрого роста расходов на образование и здравоохранение, а не расходов на социальную политику, в том числе выплат пособий населению, как это было в период кризиса. "Для роста социальных расходов необходимо было изыскивать средства, поэтому резко сократилась поддержка ЖКХ, а расходы на социальные выплаты населению росли медленнее темпов инфляции. Но этого не хватило, и регионы стали наращивать долги", - заметила Наталья Зубаревич. По ее словам, сокращение бюджетных расходов на коммунальную сферу произошло в 54 из 83 субъектах РФ (в том числе в Ростовской области и Краснодарском крае). Зато в остальных (включая Адыгею) они выросли.

    Объем долговой нагрузки (то есть расходов на погашение и обслуживание займов) может серьезно затруднить выполнение ряда экономических программ.

    - Растущая долговая нагрузка - безусловный тормоз для выполнения социальных обязательств, - уверен Игорь Николаев. - Сначала эти обязательства будут сдвигать к контрольной дате, заявленной властями (2018 году), а потом, по-видимому, придется признать: выполнить обещанное в полном объеме не получилось.

    Устойчивость финансовой системы регионов во многом определяется отношениями между центром и местными властями. Не всегда их можно назвать сбалансированными. Как признал министр финансов Антон Силуанов, "сегодня получается так: сколько министерств, столько и командиров, причем действия таких командиров ограничиваются интересами одной отрасли, без анализа системных проблем региона". Подобные проблемы на фоне стагнации экономики вряд ли обеспечат устойчивое развитие регионов, убеждена Наталья Зубаревич.

    - Несмотря на то что существует четко прописанный механизм выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ, завязанный на огромное количество показателей, итоговые цифры межбюджетных трансферов не всегда отражают реальную потребность регионов в финансировании, - сообщила Дарья Рожкова. - У регионов могут возникнуть трудности как с получением дотаций, так и с их размером. Субсидии, перечисляемые в рамках целевых программ, также имеют нюансы. Для получения такого финансирования региону необходимо выполнить ряд требований и одновременно обеспечить собственное финансирование. Кроме того, даже выделенные средства приходят с большой задержкой, поэтому на срок реализации программы регион должен самостоятельно найти финансирование, которое в дальнейшем будет покрыто пришедшими федеральными субсидиями.

    В такой ситуации кредиты - самый быстрый способ получить живые деньги. Ведь это неплохой финансовый инструмент. Тем более что основная доля кредитного портфеля регионов - дешевые бюджетные деньги. Это те средства, которые регионам гораздо легче и проще получить, чем дотации из госказны. "Однако часто основной целью наращивания долговой нагрузки в регионе является не развитие приоритетных отраслей экономики, а устранение кассового разрыва либо обеспечение сильно возросших социальных гарантий, - сожалеет Дарья Рожкова. - Поэтому все увеличивающийся объем региональной задолженности лишь создает дополнительную нагрузку на бюджет. Эти деньги вовлекаются в экономику не с той эффективностью, с какой они могли быть использованы в случае финансирования ими инфраструктурных проектов. В последнем случае мультипликативный эффект сгладил бы те минусы, которые неизбежно возникнут при обслуживании долга. Кредиты, направленные не на развитие региона, трудно будет вернуть. Регион живет не по средствам, и это значит, что в конечном итоге взятые им обязательства так или иначе будут покрыты из федерального бюджета".

    Понятно, что денег постоянно не хватает. Потребность в финансовых средствах почти всегда превышает имеющиеся у регионов ресурсы. "Местным властям нужно погасить дефицит и долговые обязательства, срок исполнения которых подходит, - сказал директор направления "Региональные и местные органы власти" рейтингового агентства "Стандард энд Пурз" Борис Копейкин. - Правительство помогло ряду территорий, удлинив сроки уплаты по бюджетным кредитам, но в целом ситуацию это не переломило. Регионам придется занимать все больше, ведь расходов много, а рост доходов не такой быстрый, как это было в предыдущие годы". Эксперты опасаются, что безудержное разбухание кредитного портфеля регионов нарушит устойчивость бюджетов и в итоге вызовет недоверие к финансовой политике властей.

    - Соотношение долга и собственных доходов бюджетов регионов за год не изменилось - 24 процента, поскольку налоговые и неналоговые доходы также увеличились, - заметила Наталья Зубаревич. - Однако более чем в половине регионов положение дел ухудшилось, так как долги росли быстрее доходов казны. Наиболее проблемными по уровню долговой нагрузки (почти 80 процентов) остаются Мордовия, Северная Осетия и Костромская область, но у них невелики собственные доходы бюджета. Немного улучшилась ситуация в Астраханской области - по состоянию на февраль нынешнего года соотношение долга и доходов снизилось с 75 до 68 процентов. В Краснодарском крае этот показатель равняется примерно 50 процентам, в Волгоградской области - 48, в Адыгее - 33, в Калмыкии - 30, в Ростовской области - 22 процента.

    Но даже высокий уровень долга не может служить причиной для беспокойства. Важно не то, сколько денег занял регион, а то, способен ли он их вернуть. В этих условиях эксперты задаются вопросом: угрожает ли рост долговой нагрузки экономике ЮФО?

    - Критичность в значительной степени зависит даже не от относительного уровня госдолга, хотя в той же Мордовии он зашкаливает (179,7 процента), а от способности обслуживать долги, - считает Игорь Николаев. - Способности для этого может не хватить и при уровне госдолга в 30 процентов. С учетом наблюдаемого сегодня резкого торможения экономики критичность долговой нагрузки регионов растет.

    - У российских регионов в среднем низкий долг. И его умеренное увеличение на кредитном качестве большинства заемщиков не скажется. Вопрос в другом: что это за долг, какова структура его погашения? - добавляет Борис Копейкин.

    Несмотря на понятные и известные всем трудности регионов с обеспечением социальных обязательств, им необходимо повышать свою финансовую самостоятельность. Такого мнения придерживаются и в правительстве и в бизнес-сообществе. "Бездумных руководителей", как их назвала глава Совета Федерации, которые проводят рискованную финансовую политику, будут привлекать к ответственности. "Отдельной задачей должно быть увеличение доходной части бюджета и повышение финансовой дисциплины, - полагает Дарья Рожкова. - Руководству субъектов нужно найти золотую средину, при которой дополнительное финансирование будет работать на благо региона, а не создавать дополнительные финансовые трудности будущим поколениям".

    Рост долговой нагрузки у регионов с хорошей доходной базой опасений не вызывает, отмечают аналитики компании "Финэкспертиза". Это как раз те регионы, которые в обозримом будущем смогут без особых проблем обслуживать свой долг. Главное, чтобы привлеченное финансирование шло именно на развитие приоритетных отраслей экономики и соответствовало стратегическим задачам региона.