02.05.2013 12:23
    Поделиться

    В Мариинке-2 состоялось заседание Всероссийского хорового общества

    Первое заседание Всероссийского хорового общества состоялось в просторном хоровом классе в свежепостроенном здании новой сцены Мариинского театра или "Мариинке-2".

    Заседание начали без Председателя общества Валерия Гергиева, который в это время получал "Героя труда" в Константиновском дворце из рук президента В. В. Путина. Открывшая заседание Ольга Голодец, вице-премьер Правительства Российской Федерации, глава попечительского совета Общества поздравила собравшихся с регистрацией Некоммерческого партнерства "Всероссийское хоровое общество", пожелав плодотворной работы. Она озвучила и свою гражданскую позицию, заключающуюся в том, что деятельность хорового общества может способствовать "воссозданию социального уклада по всей России".

    "Не может быть общества, где народ не поет, не танцует, не чтит традиций", - справедливо напомнила Голодец прописную истину. Учрежденное в 1959 году по инициативе дирижера Александра Свешникова, основателя Московского хорового училища, Всероссийское хоровое общество просуществовало до 1987 года, когда ему на смену пришло Всесоюзное музыкальное общество, ставшее впоследствии Союзом музыкальных деятелей России.

    В заседании приняли участие руководители хоровых коллективов, заведующие профильных кафедр, директора училищ и вузов из разных регионов России, один за другим выдвигавшие гору проблем, накопившихся за эти годы в их отрасли, часто вспоминая о "скорой помощи", которую ей надо срочно оказать. Острая необходимость материально-технической и законодательной базы, подготовки специалистов, ставка на молодых, повышения статуса учителя пения, дефицит талантливых лидеров, способных мотивировать, увлечь и повести за собой молодое поколение, вопросы репертуара были подняты с неподдельной заинтересованностью.

    Любопытно, что в разработке новой концепции Общества приняли участие и фониатры, и психологи, приводящие массу аргументов в пользу хорового пения, способного улучшить духовно-эмоциональный климат в стране. И Ольга Голодец, и Павел Пожигайло, исполнительный директор Всероссийского хорового общества, председатель Комиссии по культуре и сохранению историко-культурного наследия Общественной палаты РФ заверили собрание в том, что к процессу создания филиалов Хорового общества подключены все региональные министерства и ведомства. Пыл и эмоциональный заряд выступавших разгорался по принципу крещендо, как если бы участники заседания с каждым новым выступлением начинали все больше входить в роль, верить в правду своих речей, и чем ближе к концу, тем чаще раздавались неравнодушные аплодисменты.

    В реальность происходящего верилось с трудом: в кои-то веки хоровикам дали слово на столь высоком государственном уровне. Первая мощная доза оваций досталась одному из старейшин хорового движения Виктору Гавриловичу Захарченко, генеральному директору - художественному руководителю "Кубанского казачьего хора", который задался вопросом, какие песни петь сегодня, во времена тотальной купли-продажи, в отсутствии ясной идеологии? Что может быть альтернативой бесконечным "я хочу тебя, ты хочешь меня, я без тебя не могу", назойливо доносящимся с экранов телевизора. Он же задал и справедливый, хотя и необратимо неактуальный вопрос о том, готов ли кто из присутствовавших голову положить за Россию, после того как процитировал на украинском стих на патриотическую тему.

    При всей тенденциозности высказывания Захарченко о национальной безопасности, его здравое зерно заключалось в том, что истинные национальные интересы следует искать в фольклоре. Вопросом "что петь" он продолжил развернутую реплику Андрея Петренко, главного хормейстера Мариинского театра, который первым поднял вопрос репертуара.  При этом он ни слова не сказал о том, каким успехом в Петербурге уже семь лет пользуется Международный хоровой фестиваль, ежегодно представляющий лучшие коллективы из России и из-за рубежа, включающий концептуальные художественные и просветительские проекты в виде бесплатных мастер-классов с руководителями хоров. Не сказал он и о Международном конкурсе композиторов хоровой духовной музыки "Роман Сладкопевец", куда пришло 300 заявок, в жюри которого принимал активное участие. Тем не менее, возникло ощущение, что создание Всероссийского хорового общества стало одним из резонансов Международного хорового фестиваля в Петербурге, который правильно раскачал лодку, активизировав регионы.

    Именно голоса из регионов были полны озабоченности не только о финансировании, но и законодательной инициативе, упрекая местных чиновников в инертности и игнорировании проблемы. Резюмируя двухчасовое заседание, Ольга Голодец попросила всех присутствовавших внести в свои календари День славянской письменности 24 мая как праздник хорового пения, который в этом году отметят на Красной площади. Едва ли не главной просьбой вице-премьера было провести в регионах с сентября по ноябрь смотры-конкурсы, фестивали детских и юношеских хоров с тем, чтобы лучшие из лучших были отобраны для сводного детского хора, который должен принять участие в сочинской Олимпиаде-2014.

    Поделиться