"Алхас и Джульетта" - комедия о непростых отношениях старика Алхаса и курицы Джульетты. Короткометражка, снятая в Абхазии, не только говорит, но и дышит на абхазском. Ашоту Кещяну, родившемуся в Гаграх, удалось передать и атмосферу кавказской деревни.
Корреспондент "РГ" пообщалась с режиссером и автором сценария.
Ашот, гениальная комедия - всегда смесь смешного и грустного. Это еще Чарли Чаплин доказал. В вашем кино это тоже присутствует. На кого из мастеров ориентируетесь?
Ашот Кещян: Верно, в контексте настоящей комедии всегда есть драма. Весь Данелия такой. У него смешное растет из очень драматичных вещей. "Осенний марафон" смотрели? Ну вот как главного героя можно снять хорошим человеком, никому не сделавшим зла, а его ненавидишь?! Как можно положительного героя так представить? Это мастерство. Для меня Георгий Данелия - очень родной и любимый. Его кино идеально под меня попадает. "Мимино", "Не горюй", тот же "Осенний марафон". Он мой на 100 процентов.
Где именно в Абхазии проходили съемки?
Ашот Кещян: В Сухуми. В таких замечательных местах как Геловани, Агудзера. Дядя Теймураза Тания, нашего актера, игравшего милиционера, работает в полиции и организовал съемки на территории Агудзерской тюрьмы. Команда КВН "Нарты из Абхазии", где наш Тимур еще и капитан, для местных - полубоги, нет, даже боги! Так что в нашем распоряжении были и административные ресурсы. Но уже позже я узнал, что руководство, дав разрешение на трехдневную съемку, всех работников распустило, мол, чтобы не мешали! Так что, пересматривая фильм, ощущается нехватка материала, каких-то кадров.
Герои общаются между собой на абхазском. Это родной для вас язык?
Ашот Кещян: Нет. Родной армянский. Сценарий писал на русском. И, честно, не знаю, о чем говорят актеры! Я даже шутил, что с тем же успехом они могли обсуждать условия продажи квартиры или рецепт шашлыка. Я ставил задачу, они импровизировали. Бывало, я спрашивал: "Вы сейчас какую сцену играете?". Они уверяли, все, мол, идет по плану. Время от времени в их речь просачивались и русские слова. Вы это можете сами услышать. Брат (Арарат Кещян, актер, примечание редакции) критикует, мол, диалоги могли быть интереснее, язык простоватый. Но какие еще могут быть диалоги мужа с женой?!
Эрнест Хемингуэй тоже просто писал. И никто не оспаривает гениальность его произведений. К слову о великих. Как оценили фильм ваши учителя?
Ашот Кещян: Я учился в Мастерской Владимира Ивановича Хотиненко, Владимира Алексеевича Фенченко и Павла Константиновича Финна. Кино, а оно было моей дипломной работой, им понравилось. Кстати, название подсказал Финн. Рабочее название фильма - "Курица". Завершив съемки, я хотел его поменять. Финн отговаривал. А потом спросил: "Как героя зовут? Ну, тогда назови "Алхас и Джульетта". Я подумал: да, это идеально! Но по привычке все равно фильм "Курицей" называю.
О главной героине - Джульетте: был ли специальный дрессировщик куриц?
Ашот Кещян: Нет. Курица оказалась грамотной! Актриса мастерски выполняла все мои указания, снимать ее было очень легко. Наша курица реально играла! Ей даже дублерша не понадобилась. Правда, один прокол вышел. Для съемок в курятнике мы попросили всех животных оттуда убрать. Один только петух не послушался и долго с нашей Джульеттой общался. Чуть съемки не сорвал! Несла ли Джульетта потом яйца? Запомните, городские люди, курица несет яйца всегда! Просто без петуха из яиц ничего не выйдет, просто покушать. А при участии петуха уже цыплята появляются.
Можно сказать, что КВН дал пропуск в большое кино?
Ашот Кещян: Вряд ли. Кино я интересовался с юных лет, болел им. Но если де-факто разбираться, не будь профессионального погружения в телевидение, я бы вряд ли поступил на Высшие Курсы Сценаристов и Режиссеров. КВН послужил неким толчком, плацдармом. Да и сейчас эта игра не отпускает. В марте ездили в Америку на гастроли. Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Чикаго, Индианаполис, Хьюстон, Портленд, Сан-Франциско. Принимали очень тепло.
Случается, что короткий метр - только разминка перед большим стартом, перед полнометражным кино. Вы к какому формату тяготеете?
Ашот Кещян: Занимаюсь тем, что интересно. В случае с "Курицей" планировалась именно короткометражка. В большом кино больше перипетий и поворотов. Уже после я снимал комедию "Няньки" и новеллу в полнометражном фильме "Мамы". Сейчас работаю над сериалом. Приятно, что "Алхас и Джульетта" живут уже своей, самостоятельной жизнью. На фестивале короткометражного кино "PRO-взгляд-2013" в Череповце завоевали главный приз - Гран При за лучший фильм. На "Киноликбезе" - международном фестивале авторского кино в Барнауле - получили приз зрительских симпатий "Золотой Жан-Люк". Подобное внимание очень приятно. Кстати, В Москве в киноклубе моего товарища Володи Волоцкого "Интересное кино" мы устраивали закрытые показы для своих. После просмотра были и аплодисменты, и бурные обсуждения. Интересно, как будет в Каннах?!