Тут нужно сказать, что Юрий Быков не любит французское кино. В этом он сам как-то признался мне в разговоре. Сказал, что он родом из-под Рязани, навидался в жизни всякого и предпочитает смотреть и делать фильмы о людях, которые находятся на грани - в непростой жизненной ситуации. Чтобы понять его пристрастия, достаточно привести пример - Юрию Быкову нравится фильм Кэтрин Бигелоу "Повелитель бурь", кстати, получивший "Оскара" и обогнавший "Аватара" в номинации "Лучший фильм года".
Фильм "Майор" - третья работа Юрий Быкова. Первая короткометражка "Начальник", получившая приз на "Кинотавре", привлекла к режиссеру внимание в профессиональных кругах. Потом была полнометражная картина "Жить" (не путать с фильмом "Жить" Василия Сигарева). И вот теперь - "Майор". О картине и о том, чего он ждет от кинофестиваля в Каннах, Юрий Быков поговорил с обозревателем "РГ".
Откуда возникла идея фильма "Майор"?
Юрий Быков: Она возникла у меня еще раньше, чем идея фильма "Жить". Фильм - следствие так называемого "пакета предложений" продюсеров, который возник после того, как моя картина "Начальник" была отмечена на "Кинотавре". Первым от меня идею услышал Сергей Члиянц. Потом - Сергей Сельянов и Дмитрий Месхиев. Для Месхиева я даже делал два варианта сценария. Но не сложилось, и я с этим пришел к продюсеру Алексею Учителю.
Когда майор Евсюков расстрелял людей в супермаркете, по большому счету, более насущной и разрекламированной болевой точки в стране не было. Вариантов о чем еще писать сценарий не было, потому что я занимаюсь кино плакатным, остросоциальным, а не тонкохудожническим. Поэтому - только та тема моя, которая наболевшая. Вот и следующую картину мы будем с Учителем делать - о проблемах ЖКХ. То, что сейчас, то, из-за чего все рыдают, из-за чего все крики-вопли и так далее - об этом и хочется говорить. А в тот момент проблема с Евсюковым была самая наглядная.
История с майором Евсюковым была в 2009 году - 4 года прошло... Она не перестала быть актуальной?
Юрий Быков: Наверное, в чем-то и перестала. Но дело не в том, что столько лет прошло. На тот момент, когда был сделан сценарий фильма "Майор", все было актуально, но в выделении господдержки картине два раза было отказано. Года полтора держали. В конечном счете терпение закончилось. Я пришел к Учителю. А у картины есть сопродюсер Алексей Алексеев, который предложил производственную схему для картины, которую можно в любой момент заморозить. Учитель посмотрел схему, она ему понравилась. Он внес часть своих денег. А когда уже его студия "Рок" стала мэйджором, внес остальные деньги, и мы закончили картину. Господдержка в фильме "Майор" в итоге есть - Фонд кино. Но ее не было в тот момент, когда был написан сценарий. То есть формально решение о господдержке было. А неформально - люди, которые принимают решение, по отношению к фильму его так и не приняли. Принял решение в конечном счете Алексей Учитель.
Сейчас по телевизору идут фильмы другого качества, но такого же плана - на криминальную тематику. Есть договоренность с каким-то каналом, о том, что покажут фильм "Майор"?
Юрий Быков: Нет. Со сценарием "Майора" была недавно смешная история. Мне позвонили с НТВ и говорят, мол, мы хотим вам предложить снять большой сериал по вашему сценарию "Майор" (я ведь отдавал сценарий продюсерам для ознакомления). Я говорю: "Спасибо, но уже снята полнометражная картина".
Действительно, можно из этого сделать сериал?
Юрий Быков: Не думаю, поэтому сериал мы из этого не делали. С одной стороны, "Менты"-то "Ментами", с другой - в "Майоре" история очень сложная. Это я не в упрек вам, но чтобы читатель не думал, что это какая-то криминальная картина. К "телемуви" это не имеет никакого отношения. Это картина, которая сделана на очень жестких углах столкновения власти и людей гражданских, и там нет ни правых, ни виноватых - виноваты все!
Помните вы мне как-то сказали, что снимаете кино о людях в такой ситуации, когда им приходится выживать.
Юрий Быков: Абсолютно. И кино об этом. Тут ситуация очень простая - майор полиции едет в больницу к жене. У нее ситуация со здоровьем очень сложная, и она рожает. Он - в панике. Делает резкий поворот в сторону, а там мальчик переходит улицу... Не буду раскрывать интригу...
Можете рассказывать - я фильм уже посмотрела и с удовольствием слушаю ваш пересказ.
Юрий Быков: В этой картине нет философии. Она только одна - все мы люди! В зависимости от темперамента, характера, воспитания, природных данных. Нет вурдалаков. Есть, конечно, упыри, тот же Евсюков. Хотя тоже неизвестно, почему он пошел стрелять в людей - может, там такая была кабала с женой, что с ума сойти можно. Я не хочу их оправдывать, но думаю, есть какая-то логика даже в поведении Кабанова, который свою жену порезал. Чужая душа - потемки, а бытовые драмы они, как известно, самые трагичные. Обыкновенные люди.
Изначально вариант сценария был мизантропический. Балабановский. Я принес его Учителю. Он говорит: "Ваши герои - абсолютные животные, которые на всех плюют". А тогда была волна общественного мнения. И спрашивается - чего все кричали и возмущались? Любого из них поставь в те же обстоятельства - и неизвестно, кто и как себя проявит. Вот у нас в фильме есть персонаж, который сам падает на ружье. А многие будут поступать еще хуже полицейских. Потому что мы им даем взятки, чтобы выжить, а они их берут, чтобы выжить. Мы ничем друг от друга не отличаемся...
У вас есть именно такой момент в фильме, когда полицейский говорит матери ребенка: "Если бы с твоим мужиком случилось такое, как с майором, ты бы тоже его выгораживала". И она молчит в ответ.
Юрий Быков: Это была задачка, кстати. Актриса Ирина Низина - исполнительница роли матери - была против. Она вообще очень покладистый человек, профессиональный. То ли она не увидела эту реплику в сценарии, то ли до последнего момента держала в себе разговор... И тут она спрашивает: "Что получается все одним миром мазаны?" А я говорю: "Так кино-то про что?" Про то, что мы ругаем полицейских. А потом оказывается, что им еще хуже, чем нам. А вот эпизод в картине, когда бабушка проклинает полицейского - я это видел в жизни своими глазами. Абсолютно достоверно! И когда я изучал перед съемками "Майора" материалы, то понял, что общественное мнение - это, мягко говоря, дилетантство. Потому что никто не в курсе того, что происходит на самом деле. То, что есть полицейские, которые воруют, убивают, взятки берут - никто не отрицает. Но Россия - это страна, где все распределено по интересам. Азиатская страна! Тут процветают клановость, семейственность...
И в Каннах это поймут? Почему-то туда выбрали этот сугубо российский фильм.
Юрий Быков: Я не знаю. Но слышал авторитетное мнение, что в Европе все уже немножко подустали от нашего нудного кино. Осмысленного, талантливого, но достаточно нудного.
А от чернухи они не устали? Ведь ваш фильм по сути дела чернуха?
Юрий Быков: Нет! Я не согласен категорически! Во-первых, это - триллер. Остросюжетная драма. Здесь нет ни одной капли крови. Эту картину прокатывают именно как криминальную драму, а не как нудное артхаусное кино. Изначально это кино-то и делалось так, чтобы его было лицеприятно смотреть. Там выпуклая фактура - и актерски, и операторски, и драматически, и драматургически. И музыки там сколько! Все это продумано, чтобы зритель не расшифровывал то, что видит на экране.
Ладно, вопрос про "чернуху" был провокацией с моей стороны. Меня-то фильм "Майор" держал в напряжении от первой до последней минуты. Скажите, а то что вы - по образованию актер - будете играть одну из главных ролей, изначально предполагалось?
Юрий Быков: Нет. Я предлагал двум известным артистам - достаточно мной любимым - играть роль Коршунова. На что они мне сказали: "Таких уродов в кино мы не играем". На что я им ответил: "Этот персонаж будет самый положительный в картине, я вас уверяю". А они мне не поверили. Но когда коллеги посмотрели фильм, то спросили, мол, почему другие полицейские производят более мерзопакостное впечатление, чем ваш персонаж. И я ответил: "Потому, что фильм о том, что в этой стране есть свои и чужие". Это не хорошо и не плохо - мы это не обсуждаем. Но, если ты здесь живешь, то должен выбирать группу по интересам.
С той минуты, когда вы появились в кадре, у меня возникло ощущение, как будто бы в картину вошел режиссер, который задает всем предлагаемые обстоятельства. Герой выкрутился вот так, а я вот убью вот этого человека и посмотрю, как майор теперь будет себе вести. То есть я больше почувствовала в картине не артиста Быкова, а режиссера Быкова.
Юрий Быков: Не буду скрывать - я своему герою в какой-то мере симпатизирую, потому что у него нет отсутствия морали. У него есть четкое понимание, где свои, а где чужие, и приятие законов физической природы. Он понимает, что мир реален, прагматичен, жесток. И чтобы сохранить в нем хоть какую-то толику человечности, нужно очень четко определять круг ответственности, любви и доверия. Мне казалось, что я смог донести до тех, кто со мной работал, что мы играем кино про друзей и про предательство главного героя во имя общечеловеческих интересов. Задача была сделать кино именно об этом. Поэтому мой герой - Коршунов - не центрообразующий персонаж, но драматургиеобразующий. Дьявол, Мефистофель, Воланд. Как хотите, так и называйте. Этот вопрос тоже была провокация с вашей стороны?
Нет, не провокация. Юрий, вы в Каннах надеетесь успеть посмотреть кино? Какое именно?
Юрий Быков: Очень хочу посмотреть Содерберга. Он в последнее время снимает фильм за фильмом. И я удивляюсь, как он еще держится при этом на качественном уровне. Вряд ли я, конечно, попаду на "Великого Гэтсби" (фильм-открытия Каннского фестиваля в этом году - Прим. С.А.). Хочу посмотреть Джармуша. А дальше нужно присмотреться к программе и послушать советы - я же не очень искушенный в элитарном кино человек.