Если несколько лет назад торговые помещения в жилых домах стоили дороже квартир, то сейчас наблюдается обратная тенденция - торговые площади в жилых комплексах могут продаваться дешевле квартир. Такие данные опубликовали сегодня в своем исследовании аналитики компании "МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость".
Разница в стоимости жилого и нежилого помещений в одном и том же доме может достигать 5 раз. Основными факторами, оказывающими влияние на востребованность и ценовые показатели торгового помещения в жилом комплексе, являются расположение дома относительно пешеходного и автомобильного трафика, покупательский спрос, класс объекта и тип застройки.
Считается, что чем дом привлекательней для жилья, тем он менее привлекателен для ритейла. А если дом находится на первой линии трассы, то нежилые помещения под торговлю будут пользоваться популярностью, и стоить дороже квартир.
"Для жильцов чем тише и зеленее - тем лучше. Для торгового же оператора расположение дома в тихом, непроезжем месте означает потерю привлекательности", - поясняет директор по развитию "МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость" Елена Мишина.
Кроме того, количество коммерческих площадей в жилых комплексах и их востребованность во многом зависят от типа застройки и класса жилья. Так, например, в районах массовой типовой застройки эконом-класса спрос на торговые и инфраструктурные объекты высокий. В больших жилых комплексах, помимо стандартного набора операторов, часто открываются магазины стройматериалов, офисы в формате "шоурум" компаний-поставщиков мебели, сантехники, декора.
В то же время в некоторых спальных районах существует сложность реализации коммерческих площадей из-за переизбытка предложения в связи с массовой жилой застройкой. Помещения под объекты инфраструктуры остаются невостребованными и могут сдаваться под офисы, но ставка аренды в данном случае будет ниже, чем для торговых операторов.
"Как правило, чем выше класс жилого комплекса, тем ниже привлекательность его для ритейла, - говорит Елена Мишина. - Высокобюджетное жилье традиционно предполагает малоэтажную застройку, приватность и достаточную удаленность от метро. Эти факторы, привлекательные для элитной жилой недвижимости, являются непривлекательными для операторов торговой зоны".