Тихоокеанская зона свободной торговли появится в конце года

Рабочая группа 11 стран - членов Транстихоокеанского партнерства (ТТП) заявила, что зона свободной торговли в регионе может быть введена в конце этого года. В то же время намеченные на 2013-2015 гг. соглашения Таможенного союза о создании этой зоны с Новой Зеландией, Вьетнамом и Чили, участвующими в ТТП, позволят включить Россию, Беларусь и Казахстан в режим беспошлинной торговли в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Пока в ТТП участвуют США, Австралия, Бруней, Канада, Чили, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Перу, Сингапур и Вьетнам. По словам Барбары Вайсел, помощника торгпреда США в АТЭС, предстоит завершить переговоры по вопросам совместной защиты интеллектуальной собственности и обмену услугами между странами. А одновременно создается "встречный" азиатско-тихоокеанский торговый блок с участием России и ТС. Он расширит зону свободной торговли, уже формируемую ТТП. Недавно завершен первый раунд переговоров по свободной торговле ТС с Вьетнамом. Как заявил глава делегации ТС Андрей Слепнев, министр по торговле Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), соглашение будет регулировать не только торговлю товарами, но и услугами. А также определит свободный обмен инвестициями и условия участия в межгосударственных инфраструктурных проектах. По его мнению, в регионе формируется самый крупный центр спроса, поэтому странам ТС нужно более активно выходить на эти рынки.

После Вьетнама настанет черед других стран региона. По мнению замминистра иностранных дел Беларуси Александра Гурьянова, ТС на переговорах с Вьетнамом о свободной торговле хочет отработать "формулу" с другими странами Юго-Восточной Азии. Кроме того, уже изучаются варианты аналогичных торговых зон с Чили и Монголией.

Суммарный экономический эффект для ТС составит, самое меньшее, $20 млрд в год. "Наиболее эффективны совместные вложения в регионе АТЭС в создание и развитие промышленных и инфраструктурных кластеров, - пояснил "РБГ" президент ТПП РФ Сергей Катырин. - Особенно привлекательны эти вложения в машино- и судостроение, а также в создание логистического комплекса на Дальнем Востоке".