Чем занимается совет?
Артем Аветисян: В его рамках созданы 10 рабочих групп по отдельным направлениям. Основной задачей совета является формирование предложений по созданию эффективной системы взаимодействия военного и гражданского секторов экономики в интересах ВПК. Уже одобрена Концепция применения механизмов ГЧП в сфере оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Чем эта Концепция полезна для бизнеса?
Артем Аветисян: Целью ее разработки стало определение направления и способов обеспечения в долгосрочной перспективе до 2020 года применения ГЧП в сфере ОПК в интересах создания и производства нового поколения вооружения, военной и специальной техники. Основной задачей является создание правовых и финансовых условий для привлечения частных инвесторов в ОПК. В советское время мощный ОПК формировался за счет того, что оборонная промышленность была интегрирована в планово-распределительную систему и извлекала из этого максимальный результат. В советском ОПК была сосредоточена большая часть научно-технического потенциала страны. При этом большинство НИОКР выполнялось непосредственно в интересах обороны. Ситуация кардинально изменилась после распада СССР. Большинство межотраслевых, научных и производственных связей было потеряно. На ряде предприятий конверсия была проведена неэффективно. Кроме того, часть предприятий научно-технической отрасли оказалась за рубежом. На Украине располагались предприятия, выпускающие стратегические ракеты, авианосцы. В государствах Балтии - предприятия радиоэлектроники и приборостроения. Также за пределами Российской Федерации оказались многие станкостроительные предприятия и предприятия по производству комплектующих.
Каковы основные направления развития ОПК сейчас?
Артем Аветисян: Основной задачей, стоящей перед ОПК сегодня, является обеспечение взаимного трансфера результатов научно-технической деятельности между оборонным и гражданским секторами экономики. Это реконструкция и техническое перевооружение организаций ОПК, а также разработка и внедрение перспективных и прорывных технологий. Поэтому государству необходимо обеспечить открытость ОПК для доступа в него российских предпринимателей. Для этого должен быть получен доступ к информации по отдельным мероприятиям госпрограммы вооружения и федеральной целевой программе, направленной на развитие ОПК, включая создание единой информационной базы с учетом обеспечения ее безопасности. Проблемы закрытости и отсутствия информации о проводимых закупках по линии государства характерны не только для ОПК, но и для большинства отраслей народного хозяйства.
А в "дорожные карты" АСИ входят эти вопросы?
Артем Аветисян: Безусловно. Это неоднократно отмечалось бизнесом и явилось причиной разработки дорожной карты "По расширению доступа субъектов среднего и малого бизнеса к закупкам инфраструктурных монополий и компаний с государственным участием", которая создавалась на основе предложений предпринимателей. Мы сейчас активно работаем над этой проблематикой, в первую очередь очень важно провести ревизию существующей нормативно-правовой базы на предмет возможности интеграции бизнес-сообщества в ОПК. Если же действующее законодательство не позволяет полноценно реализовать такую возможность, мы предлагаем подготовить и внести в него изменения.
Каковы возможности развития ОПК в рамках ГЧП?
Артем Аветисян: Очевидно, что развитие ОПК только за счет бюджетных средств невозможно. Исторически результаты оборонных НИОКР использовались в гражданских отраслях, и сегодня взаимодействие должно обеспечить взаимный трансферт технологий. В ряде отраслей (телекоммуникации, новые материалы) именно гражданские отрасли являются движущей силой динамичного развития военной техники, в других (авиация) - наоборот, военные разработки дают толчок гражданским секторам. Элементами системы должны являться межотраслевые и отраслевые (региональные) центры сбора, хранения и распространения информации о созданных технологиях. Это позволит обеспечить единство учета и предоставления сведений о результатах выполнения НИОКР, повысить прозрачность и эффективность использования технологий. Обратной процедурой должно стать создание новых оборонных производств за счет средств частного бизнеса. Новые компании могут стать источником технологических прорывов. Целесообразно создать объединенный портал, информирующий о потребностях ОПК в привлечении новых технологий и инвестиций.
Возникают новые возможности и мотивации к сценарию развития ОПК в рамках ГЧП. Государство обеспечивает концентрацию ресурсов на определенных приоритетах и проектах, оказывает содействие в упрочении положения отечественных производителей на внутреннем и глобальном рынках, бизнес привносит инвестиции, менеджмент, управление проектами, технологии. Очевидно, что высокотехнологичные частные компании могут быть источником технологических прорывов, например в части IT-технологий. С учетом эффекта от реализации проектов по созданию технопарков в гражданских отраслях промышленности целесообразно развивать подобные проекты в ОПК. Одной из предлагаемых мер является возможность использования высвобождаемых земельных участков и производственных помещений для создания технопарков в ОПК.
Много говорится о неэффективно используемых землях, находящихся в ведении ОПК...
Артем Аветисян: Вовлечение в хозяйственный оборот неэффективно используемых земель даст новый оборот развитию ОПК. Оборонка сегодня является крупнейшим правообладателем земельных участков, расположенных по всей стране, это хорошо известно. Вместе с тем эти земельные ресурсы не полностью используются для собственных нужд, а некоторые потенциально привлекательные для развития бизнеса территории и вовсе заброшены. Законодательные ограничения не позволяют использовать их не только для гражданских нужд, но и для организации производства самого ОПК.
Чем еще планируете завлекать бизнес в ОПК?
Артем Аветисян: Привлечь частные инвестиции должен помочь перечень инвестпроектов, понятных и привлекательных для бизнеса. На площадках АСИ и "Клуба Лидеров" предприниматели ведут активную работу по изучению мировых практик применения ГЧП в этой сфере. Причем в отечественной практике могут быть использованы как отдельно взятые готовые решения, так и комплексные подходы к сфере сотрудничества государственного и частного сектора в ОПК. Одна из наших инициатив - создание специализированного Оборонного фонда прямых инвестиций (ОФПИ). В отличие от Фонда перспективных исследований, ОФПИ будет нацелен на инвестирование средств как в существующие предприятия с потенциалом роста, так и во вновь создаваемые производства, в том числе двойного назначения, где уместно привлечение частного капитала. Размер ОФПИ должен быть значительным (3-5 трлн руб.), чтобы иметь возможность реализовать масштабные проекты. Фонд может быть структурирован по аналогии с Российским фондом прямых инвестиций, как 100% дочерняя структура ВЭБа. ОФПИ может быть как независимой управляющей компанией, так и стать частью РФПИ. При осуществлении инвестиций доля ОФПИ будет составлять не более 50%, оставшаяся часть должна быть привлечена от частных инвесторов. Также мы предлагаем cоздать Федеральное агентство содействия развитию ОПК. По аналогии с Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства основной задачей Агентства должна стать подготовка инвестпроектов в ОПК для привлечения частного капитала. Для этого Агентство разработает стратегию развития отрасли и конкретных предприятий, в том числе с ориентацией на глобальные рынки, а также стратегию привлечения частного капитала в предприятия ОПК, комфортную для государства и привлекательную для инвесторов. Агентство также может осуществлять проекты по повышению инвестиционной привлекательности конкретных предприятий: разрабатывать финансовые и бизнес-планы по международным стандартам, развивать систему корпоративного управления, управленческого учета и отчетности, юридическую структуру, риск-менеджмент и т.д. Цель - создание добавленной акционерной стоимости для государства и инвесторов посредством дальнейшего эффективного развития бизнеса. Помимо этого, Агентство будет содействовать развитию нормативно-правовой базы для обеспечения привлечения частных инвестиций в ОПК, а также упрощению создания новых оборонных производств с помощью государственно-частного партнерства. Результатом деятельности Агентства должно стать количество сформированных по международным стандартам реальных предложений для инвесторов, и самое главное, объем реально привлеченного частного капитала в предприятия ОПК.
Еще одна инициатива - создание Ассоциации частных инвесторов в ОПК России. Она позволит консолидировать на одной площадке всех потенциально заинтересованных в ОПК российских и зарубежных частных инвесторов. А также она позволит привлечь внимание профессиональных инвесторов к инвестиционным возможностям в сфере ОПК России и станет форумом для продвижения инициатив органов госвласти и институтов развития.