06.05.2013 23:23
    Поделиться

    Сергей Марков: Коррупцию трудно побороть правовыми методами

    Сергей Марков, проректор РЭУ им. Плеханова, политолог:

    Налогообложение - это необходимая и важная черта современного общества, способствующая здоровому функционированию и процветанию любого государства. Налоги требуются как минимум для создания некоторых общих благ - таких как центральное отопление вместо топкой угля, дорог, которые куда более важны, нежели сами машины. Я уже не говорю о бюджетниках. Поэтому во всех странах налоги постоянно растут и будут расти впредь. Вопрос лишь в том, насколько эффективно государство контролирует эту сферу.

    Замена подоходного налога семейным, о чем пишет "Российская газета", идея, в принципе, неплохая. Ее главный гипотетический плюс заключается в том, что она могла бы положить конец бесконечному переписыванию собственности на членов семьи. Но это, безусловно, касается исключительно контроля за доходами государственных служащих - грубо говоря, узкой части населения. Все уже наслышаны о том, что жены чиновников в разы богаче своих мужей. Если же он накроет собой простую частную собственность, то он не будет иметь никакого смысла.

    Тем не менее, если говорить в более широком смысле, решение вопроса коррупции только таким образом является задачей труднореализуемой. Во всяком случае, если его делать сугубо правовыми методами. В России на данный момент существует один конкретный способ борьбы с коррупцией: найти человека, который что-то украл, и его за это наказать. Если этот метод по каким-то причинам не срабатывает, что тоже случается часто, то все другие попытки вряд ли будут эффективны. Как результат, хитроумные чиновники найдут способ обойти закон, а простые люди могут принять на себя удар новой реформы.

    Я считаю, что надо оставить эти попытки ограничения бизнес-активности чиновников сугубо с помощью законов и попробовать пойти по другому пути. В цивилизованном обществе уже давным-давно поняли, что кроме правовых мер существуют также политические и даже моральные, которые, как показывает опыт иностранных государств, куда более действенны. Возьмем, например, Францию. Выяснилось в свое время, что министр бюджета республики имеет счета в других странах. Закона, запрещающего это во Франции, насколько мне известно, нет. Но сработали как раз моральные и политические принципы, которые поставили на его политической карьере крест. Самым верным способом было бы посадить несколько крупных чиновников, ставших миллиардерами, и только тогда всем остальным станет неповадно. А вообще порой складывается впечатление, что наши законодатели пытаются переложить на какие-то новые реформы свою ответственность. Но никто не сможет сделать за них эту работу.

    Поделиться