06.05.2013 23:45
    Поделиться

    Россиянин тратит на развлечения в 8 раз меньше рядового американца

    В предстоящие праздники по традиции по всей стране пройдут народные гулянья, концерты и фестивали. Это открывает молодым музыкантам отличную возможность о себе заявить, а не очень молодым коллективам - о себе напомнить.

    По наблюдениям экспертов, каналов продвижения музыки становится все меньше, а предложение на концертном рынке растет. Летом каждый уик-энд в Москве проходят события с участием высокобюджетных отечественных и зарубежных звезд. При этом музыкальные телеканалы закрываются, музыки в телеэфире все меньше, музыкальные FM-станции уходят в разговорный формат. Как отметил генеральный директор коммуникационного холдинга InterMedia Евгений Сафронов, специфика российской концертной деятельности в том, что она не лицензируется, поэтому ее объемы крайне сложно оценить. "По результатам наших исследований, сейчас в стране около 4,5 тыс. компаний - организаторов концертов. Это, как правило, маленькие компании из 3-6 человек. Причем большинство появились в последние 2-3 года. Еще несколько лет назад на рынке было не более 200 компаний. Сильно развился за последние годы сегмент билетных операторов, сейчас этой деятельностью занимается более 200 компаний, они, как правило, значительно крупнее концертных организаторов и промоутеров, - рассказал Евгений Сафронов. - Что касается концертных площадок, которые регулярно или время от времени задействованы в концертной индустрии, то их в стране порядка 10 тысяч. Половина этих площадок - это музеи. Очень много маленьких концертных площадок и клубов, рассчитанных на 100-200 человек. Раньше государство опекало концертную индустрию и проверяло. Сейчас среди компаний-организаторов очень мало госкомпаний. Крупнейшая госкомпания в этой сфере - Московская государственная филармония. Она получает государственное финансирование и проводит много концертов по стране".

    Эксперты сетуют на то, что официальную статистику концертной деятельности в России никто не ведет, так как официально концертной деятельности не существует. А между тем это огромный рынок. "Концертная деятельность не включена в госреестр. Единственное, по чему можно найти какие-то исследования, это филармоническая деятельность. Стоит отметить, что симфонических оркестров в России сейчас значительно больше, чем в США, - добавил Евгений Сафронов. - По другим сегментам рынка нет официальной информации. Министерство культуры занимается только вопросами поддержки наследия, то есть академической музыкой. Между тем основные средства от работы концертной индустрии получает именно государство. Основные расходы на организацию включают несколько частей: аренда помещений, которые в основной массе государственные, расходы на рекламу - наружную и ТВ-рекламу, которая также управляется государством, и налоги. Остальная часть расходов является наименьшей - это гонорары артистов".

    По данным экспертов компании Intermedia, среднестатистический россиянин тратит на культуру и развлечения чуть больше 10 тыс. руб. в год, в восемь раз меньше рядового американца. Это означает, что у российского концертного рынка хорошие перспективы и большой потенциал для роста. "Мы наблюдаем устойчивый рост рынка на протяжении последних десяти лет. Об объеме рынка можно судить по данным, которые предоставляют билетные операторы. Только в Москве и Санкт-Петербурге концертный рынок составляет около 30 млрд руб. И это не деньги спонсоров, а те деньги, которые зрители платят за билеты, не считая билетов в кино и на спортивные мероприятия. Всего ежегодно продается порядка 30 млн билетов. По этим данным мы можем судить, сколько людей посещают мероприятия. Естественно, цены на билеты везде разные. Пока рынок сильно сконцентрирован в столицах. Москва и Санкт-Петербург занимают около 40-50% всего рынка".

    Основные драйверы рынка, по мнению экспертов, - билетные агентства, которые внедряют новые технологии доставки и оплаты. Они стремятся поднимать эффективность продаж. Сейчас зритель может оплатить билет в Интернете кредиткой и самостоятельно распечатать, то есть билет фактически доставляется до прикроватной тумбочки.

    "Действительно, с каждым годом становится все больше концертов и фестивалей. Предложение растет, а соответственно растет и спрос. Сейчас важно, насколько успешными будут новые продукты на рынке. Многие считают, что это интересный бизнес, поэтому увеличивается число организаторов и промоутеров. Но важно, каким образом вы продаете бренд, - отметил концертный промоутер Pop Farm Дмитрий Зарецкий. - Развитие рынка сильно зависит от маркетинга, эффективности рекламы и пиара".

    "За последние годы гонорары артистов выросли почти в 10 раз. Это говорит о росте внутреннего качества всего рынка. Ведь если популярность артиста не растет, его гонорар фиксируется, а впоследствии снижается. Люди действительно стали больше зарабатывать, они готовы тратить на развлечения больше денег", - отметил промоутер и клубный девелопер Игорь Тонких.

    Как отмечают эксперты, рост рынка напрямую зависит от новых предложений. "Много зарубежных артистов в последние годы приезжают в Россию. У нас также есть свои устоявшиеся игроки. Каждый год в индустрии появляются новые коллективы. Многие верят, что здесь можно быстро и много заработать. На деле это не так. Деньги зарабатываются на 20% концертов. Рентабельность бизнеса низкая. И пробиться крайне сложно, - отметил Дмитрий Зарецкий. - Фестивальная ниша пока мало освоена. В Москве каждое лето проходит не более 10 фестивалей, а 8 из них заточены под одну и ту же аудиторию. Разнообразия мало. В Великобритании за лето проходит около 400 фестивалей разных музыкальных направлений и жанров".

    Для того чтобы индустрия развивалась, необходимо предоставлять публике выбор. "Сейчас общее количество музыкальных концертов в год по стране составляет 150 тысяч. Несколько лет назад их было 110 тысяч. Это только те мероприятия, на которые можно попасть по билетам. Между тем в музеи ходят в 6 раз чаще. Еще чаще ходят в кино, - добавил Зарецкий. - А большие стадионы собирают только хорошо известные группы. На новогодних корпоративах в прошлом году больше всего заработали отечественные рок-группы. Но на смену этим исполнителям никто не идет, потому что каналов продвижения становится все меньше. Музыкальные и радиоканалы уходят в прошлое".

    Как отметил Евгений Сафронов, больше половины концертов сейчас приходится на долю сложных музыкальных жанров - это рок, классика, альтернатива, фолк. Однако наступление простых популярных музыкальных жанров продолжается: "Это общемировая тенденция. Считается, что на поп-музыке можно заработать больше".

    По наблюдениям генерального директора музыкального информационного агентства "Кушнир продакшн" Александра Кушнира, выжить молодым группам крайне сложно: "Из 20 новых российских групп, которые появились полтора года назад, часть распалась, другая часть играет, но собирает очень мало зрителей, и только немногим удалось перейти на регулярные коммерческие концерты. Сейчас почти нет замены для старых сильных групп. Молодые коллективы собирают не более 100 человек. В СМИ поддержка начинающих групп очень слабая. Тем, кто хочет пробиться на сцену, нужно набраться терпения. У группы "Мумий Тролль" перерыв между первым и вторым альбомом составил почти 13 лет".

    Поделиться