Судьбу Кронштадтской суперверфи в Петербурге, призванной строить крупнотоннажные газовозы для Штокмановского месторождения, должны решить в начале мая на совещании с участием президента России. Из-за неочевидного спроса госкомпаний на ее будущую продукцию и из-за отсутствия финансовой поддержки проект оказался под угрозой. Все дело было в неясности вокруг "Штокмана", однако постепенно у нефтегазовых компаний появляется ясное представление о том, чего же они хотят от судостроителей. Эксперты считают, что подобные предприятия стране просто необходимы - иначе наполеоновские планы по развитию судостроительной отрасли упираются в недостаточные возможности существующих предприятий и их устаревшее оснащение. Глава "Роснефти" Игорь Сечин также высказывался, что верфь на Котлине нужна, и предложил всячески поддержать проект на предстоящем совещании.
Как рассказал генеральный директор "Балтийского завода" Александр Вознесенский, фактически наше гражданское судостроение еще пребывает в прошлом веке и необходимо менять весь технический уклад отрасли - на наших верфях даже нет возможности строить суда грузоподъемностью более 80 тысяч тонн, которые так нужны для добычи нефти и газа. По его словам, производители сейчас ждут бюджетных денег, вместо того, чтобы заняться по возможности модернизацией на собственные средства.
- Но самая главная проблема в том, что мы пока не умеем строить газовозы, - рассказал Директор по инновационной деятельности "Центра технологии судостроения и судоремонта" Владимир Рыманов, - нет технической возможности, да и проектирование только недавно начали.
Однако проблема не в одних газовозах - необходимо разработать целый пакет концептуальных проектов обновленных судов, вплоть до рыболовных, которые уже давно и безнадежно устарели, так как были построены в 60-70 годы. Или, например, плавучих платформ - оказалось, мы не можем производить их по полному циклу. Сейчас у нас изготавливают лишь части таких платформ, которые доукомплектовываются произведенными за рубежом частями.
- Петербургу определенно нужно создание судостроительного кластера, - считает президент Ассоциации судостроителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области Владимир Александров, - но для этого нужно продумать систему управления, возможно, ближе к советской модели - территориально-отраслевую, с плановыми комиссиями и так далее. За счет грамотного организационного начала можно снизить себестоимость производства на 15-20%.
По словам Александрова, надлежащих условий для производителей пока не создано - например, ставки по банковским кредитам, предлагаемым судостроителям, он назвал "неприличными", как и сроки их предоставления.