Эксперт: Условия присоединения к ВТО противоречат "тарифной эскалации"

С 2015 года начнут действовать либеральные условия импорта готовых мясных изделий. Действующие условия присоединения нашей страны к ВТО по мясной отрасли противоречат принципу "тарифной эскалации". А именно импортный тариф на сырье, как правило, должен быть ниже, чем импортный тариф на продукцию высокой переработки. При несоблюдении этого принципа создается риск промышленной деградации самой успешной и конкурентоспособной подотрасли мясного сектора РФ, а именно мясоперерабатывающей промышленности.

В связи с тем, что условия доступа на рынок импортной готовой мясной продукции (код ТН ВЭД 1601) пересогласовать практически невозможно, возникает вопрос: что делать с возможной угрозой.

Россия в том же протоколе о присоединении к ВТО подписала положение о либерализации импорта свинины на таможенную территорию России. Это относится как к живым свиньям на убой, так и к свинине по нулевой внутриквотной импортной пошлине.

Получается, что если снижается импортная пошлина на готовые мясные изделия, то естественно должна снижаться и пошлина на сырье, из которого эти мясные изделия производятся. Иначе получится не развитие конкуренции, а, скорее, экономическая дискриминация производителей продукции в РФ, что напрямую противоречит декларируемой и проводимой до сих пор вполне успешной агропромышленной политике правительства России.

Действительно, отечественное свиноводство терпит ущерб, и надо что-то предпринимать. Но что именно? Чтобы обеспечить гармоничное развитие сырьевых мясных отраслей (в первую очередь свиноводства) и мясоперерабатывающей промышленности, следует, как ни странно, вынужденно согласиться на снижение цен сырья для отечественных предприятий и потребителей. Других прогнозов при росте предложения на рынке быть не может.

Присоединение к ВТО уже привело к снижению стоимости мяса для потребителей, но и одновременно снизило рентабельность в животноводстве.

Безусловно, низкие цены имеют широкую социальную базу поддержки и обеспечат минимальную продовольственную инфляцию. Однако необходимо продумать способы поддержания эффективной части животноводческой отрасли.

Что же можно предложить для компенсации производителям животноводческой продукции?

Очень важно иметь в виду, что свиноводство РФ очень разнотипно, оно состоит из трех групп производителей с разной степенью эффективности. В середине 2012 года высокая, более чем в 1,5 раза, стоимость свинины для российских потребителей относительно потребителей в ЕС временно обеспечивала не только развитие высоко конкурентных хозяйств, но и временную устойчивость малоэффективных, бесперспективных хозяйств в РФ.

Проводимая правительством политика во время кредитования этапа старта и развития нового типа предприятий промышленного свиноводства РФ доказала свою эффективность. В 2013-2014 годах около 50% от объема производства будет соответствовать этим критериям. Однако в дальнейшем такая политика не обеспечивает развитие конкуренции между высоко конкурентными субъектами рынка и не способствует укреплению общей конкурентоспособности свиноводческой отрасли РФ и ЕЭП. Экспертам и аналитикам стоит продумать способы выхода из этого тупика.

На мой взгляд, необходимо модернизировать средства поддержки свиноводческой отрасли, а именно применяемые сегодня меры развития (субсидирование части процентов по кредитам на развитие) заменить компенсационными выплатами (субсидиями) на единицу произведенной продукции в рамках тех же объемов господдержки. Такой инструмент субсидий в предстоящие годы будет адресным, а значит, и ценным для предприятий свиноводческой отрасли.

Предлагаемый подход позволит обеспечить поставку на рынок мяса для промышленных и розничных потребителей, соразмерного по стоимости с продукцией в ЕС. Кроме того, мы поддержим эффективные предприятия. И, наконец, добьемся оптимально низких цен на свинину для возможного экспорта мяса и мясопродуктов из РФ в будущем.

Правительству РФ следует принять решение о критериях по оценке конкурентоспособности и определить долю (дисперсию) отрасли, в частности свиноводческой, которая будет поддержана для дальнейшего устойчивого органического конкурентоспособного роста. Очевидно, что это может быть реализовано только в рамках существующих бюджетных возможностей.

На наш взгляд, было бы экономически целесообразно определить величину прямой бюджетной субсидии ориентировочно в восемь рублей на один килограмм производимой свинины в РФ, что обеспечивает, на наш взгляд, справедливость условий конкуренции с импортом. Эти средства должны быть получены из двух источников. Во-первых, четыре рубля из бюджетных средств, направляемых для развития свиноводства. Оставшиеся четыре рубля могут быть перераспределены из менее социально-экономически значимой подотрасли мясного животноводства - с маркетинговым наименованием "мраморная говядина". Так как заложенные на развитие этой подотрасли средства не будут, как мы предполагаем, использованы в полном объеме и тем более эффективно.

Необходимо принять решение о том, что средства развития (государственные кредиты с субсидированными ставками) могут быть использованы до 2015 года на проекты слияния и поглощения. Таким способом можно разрешить нарастающую проблему банков, становящихся владельцами избыточного количества аграрных предприятий - своих недавних заемщиков. Это соответствует здравому смыслу и применяется в мировой практике.

Предлагаемые решения соответствуют как стратегии развития животноводческих подотраслей, так и финансовым возможностям уже утвержденных параметров госбюджетной поддержки.