Территории российских торфяников активно разрабатывались и использовались во времена СССР, до начала масштабного освоения газовых ресурсов Западной Сибири. С началом массовой газификации интерес к торфу, и, соответственно, его добыча, начали снижаться. К 1990-м годам большая часть торфяников была заброшена. С тех пор они время от времени горят. Чтобы торфяники не горели, их по мере сил обводняют. Это достаточно затратные, но при этом не эффективные мероприятия. Гораздо рациональнее торфоразработки продолжать, а добытое сырье использовать. Тем более что торф ресурс уникальный, из него можно производить более 70 видов различной продукции, а применять в самых различных отраслях: энергетике, химической промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, медицине и т.д.
Нужен комплекс мер, федеральных программ, законодательных изменений, направленных на поддержку торфяной отрасли. Если бизнес заботится о месторождениях, организует там работу и получает прибыль за продажу торфа, то пожаров там не будет. Будет добываться сырье, развиваться сектор переработки и генерации. С другой стороны, рабочими местами будет обеспечена значительная часть сельского населения регионов, где нет работы. Бизнес готов приобретать оборудование котельных на торфе, которые имеют КПД до 80%. Котельные можно даже поставить на баланс государства. Затем запускаем механизм ГЧП. Государство покупает у бизнеса тепло и пускает по своим сетям. Причем тарифы и сбор платежей также могут оставаться в его компетенции. А вот обеспечение качества услуг - выработка и доставка тепла без потерь потребителю - это уже компетенция бизнеса.
Еще важный момент - финансирование проектов, так как речь идет о масштабной реконструкции теплосетей, энергообъектов, закупке новой техники и оборудования. Госгарантии могут дать бизнесу возможности банковского финансирования на хороших условиях. Существует эффективный механизм - выпуск концессионных отраслевых облигаций под гарантии областных правительств, но у нас пока мало подобных проектов.
Если бизнес вкладывается в котельные, то срок их окупаемости составляет семь лет. Но если бизнес получает гарантии от государства и передает котельные на его баланс, то при условии работы с банками окупаемость котельных опустится до четырех лет. Малый и средний бизнес может потянуть эту программу. Частный предприниматель сможет купить одну котельную и обрабатывать одно торфяное месторождение. Стоимость самих котельных снизится, особенно если собирать их уже на месте. Это еще одна сфера, где применимо ГЧП. Сейчас в основном закупается зарубежное оборудование, а необходимо развивать российский инжиниринг, но это опять-таки требует и финансирования, и стимулирующих законодательных мер. Сегодня котельная, отапливающая небольшой поселок, стоит 2-3 млн долл. А существуют отечественные разработки мини-котельных, работающих на биотопливе, которые будут стоить на порядок дешевле, если организовать и отладить их массовое производство. То же касается и другого оборудования, например, брикетных комплексов, модульных заводов.
Чтобы запустить эту программу, нужно определить, где государство получает доход, а где убыток. У каждого региона в бюджете предусмотрена солидная строка на покупку солярки. Обычно это дотации, потому что закупаемое топливо направляется в убыточные котельные, чье КПД изначально низкое, и тепло проходит в трубы, находящиеся на грани полного разрушения. Но руководители региона, в котором залежи торфа, на него так просто перейти не могут, так как система закупок топлива уже сложилась. Торф можно включить в статьи закупок как в качестве резервного, так и в качестве основного топлива административным решением на уровне региона. Это, кстати, было в числе предложений по использованию торфа недавно созданной рабочей группы при минэнерго.
Приняв решение перейти на источник тепла, который в буквальном смысле лежит под ногами, у регионов появится реальная возможность сэкономить деньги и эффективнее распорядиться бюджетными средствами.