06.05.2013 23:45
    Поделиться

    В Петербурге бизнес привлекают к строительству вестибюлей метро

    В Петербурге инвесторов привлекают к созданию наземных зданий вестибюлей. Часто строительство сопряжено с определенными проблемами, и чтобы покрыть затраты, предпринимателям разрешают открыть в районе метро торговые точки. Нередко появление различных торговых комплексов на территориях перед станциями метро вызывает недовольство градозащитного сообщества. Тем не менее за последние годы в городе реализовано несколько строительных проектов в метрополитене по подобной схеме.

    Не секрет, что ГУП "Петербургский метрополитен" сейчас занят подготовкой конкурса для инвесторов - им предстоит построить вестибюли двух существующих станций - "Сенная площадь" и "Спасская". Пока еще не говорят даже о примерной стоимости проекта, сначала предстоит оценить весь объем будущих работ. Проект предполагает снос вестибюля "Сенной площади" и последующее строительство совмещенного выхода с "Сенной" и "Спасской" в торгово-развлекательном комплексе "ПИК-2", который появится рядом. Архитектурная концепция вестибюля "Сенной" пока не определена, однако известно, что на месте снесенного старого вестибюля появится воссозданный Успенский собор. К его строительству тоже собираются привлечь представителей бизнеса.

    Проблема с нехваткой денег на создание вестибюлей для Петербурга не нова. Власти города еще несколько лет назад предложили "Петербургскому метрополитену" сэкономить на строительстве наземных вестибюлей, привлекая к этим проектам частных инвесторов. Предполагалось, что бюджетные деньги будут выделять только на строительство непосредственно подземной части, а инвесторам предлагали вложиться в строительство вестибюлей станций. Тогда не исключали, что здание со входом и выходом из метро может быть совмещено с какими-либо торговыми площадями или же инвестору разрешат построить рядом свой бизнес-центр, чтобы со временем "отбить" вложения. Градозащитники часто выступают против, считая коммерческие надстройки над вестибюлями ошибками. Однако аргументы "за" тоже приводятся веские - лучше отдать привлекательную площадь у метро одному инвестору для создания многофункционального торгового комплекса, чем позволить разрастись там зонам стихийной несанкционированной торговли.

    Привлечение частных инвесторов поможет своевременно провести реконструкцию нуждающихся в ней объектов, устранить аварийность зданий, также появляется возможность усовершенствовать сам вестибюль

    Сами представители службы капитального строительства петербургского метрополитена не раз подчеркивали, что привлечение частных инвесторов, во-первых, поможет своевременно провести реконструкцию нуждающихся в ней объектов, устранить аварийность зданий. Во-вторых, появляется возможность усовершенствовать сам вестибюль: сделать его шире, поместить в нем дополнительные терминалы, кассы, сделать в целом больше места для пассажиров. Но основным плюсом для города является то, что эксплуатационные расходы по содержанию станций берет на себя бизнес. Это и поддержание фасадов в должном состоянии, и ремонт кровель, и содержание всего надстраиваемого здания. Город выступает как совладелец части принадлежащих ему помещений метро.

    В качестве примера успешного осуществления схемы ГЧП применительно к строительству метрополитена часто в пример приводят Москву. Однако на международной выставке MIPIM в Каннах мэр Москвы Сергей Собянин заявил, что регион не собирается принимать собственный закон о ГЧП. Это означает, что в его классическом воплощении контрактное ГЧП в Москве может быть реализовано только в форме концессионных соглашений. Петербург же может пойти по другому пути.

    - Что касается строительства и эксплуатации самого метрополитена как объекта инфраструктуры, это допускается федеральным законодательством, однако сопряжено с колоссальными рисками и издержками, - пояснил "РБГ" эксперт петербургской Гильдии управляющих и девелоперов Денис Качкин. - Ведь необходимо помнить, что метрополитен является стратегическим объектом и передача его в частные руки, пусть даже для ограниченной эксплуатации, задача крайне сложная и опасная. Отдельно эксплуатация вестибюлей также не может быть структурирована в рамках концессии. Это юридически невозможно. Тем не менее мы часто сталкиваемся в своей практике с широким пониманием термина ГЧП, которым называют, в частности, инвестиционные отношения. И в этом случае сотрудничество публичного субъекта, метрополитена и частного партнера не только возможно, но и весьма успешно развивается.

    Поделиться