"Никогда больше, даже в самые отчаянные мгновения на фронте, мне не было так страшно. Мама в ужасе смотрела, как меня трясет мелкой дрожью. Белая рубашка ходуном ходила у меня на груди", - вспоминал он.
Как у студента театрального училища, у Этуша была бронь, и от армии он был освобожден. Но в конце сентября 1941-го во время спектакля "Фельдмаршал Кутузов" он насчитал в зале 13 человек и на следующий день записался добровольцем на фронт.
Но сначала Володя был направлен в школу военных переводчиков в Ставрополь. На фронте попал в стрелковый полк . Воевал в горах Кабарды и Осетии, принимал участие в освобождении Ростова-на-Дону, Украины. Был награжден орденом Красной звезды и медалями. Получил звание старшего лейтенанта. В 1943 году под Запорожьем его тяжело ранили. После госпиталя получил 2-ю группу инвалидности и был комиссован. В 1944 году вернулся на 4-й курс Театрального училища им. Щукина.
В 1945 году Владимир Абрамович был принят актером в театр им. Вахтангова, а также начал преподавать в "Щукинке".
...Весь день своего 90-летия Владимир Этуш провел на репетиции.
Что удивляться - он и свое 85-летие провел в театре. День рождения дома будут отмечать на выходных, - рассказала обозревателю "РГ" жена Владимира Абрамовича - Елена. Также 28 мая юбилей Владимира Этуша отпразднуют в Культурном центре Виторгана, что на Пречистенке.
Пока же полным ходом в театре имени Вахтангова идут репетиции нового спектакля "Окаёмовы дни", где Владимир Абрамович сыграет главную роль - премьерные дни в мае 10, 12 и 23 числа. Основа постановки - пьеса Александра Афиногенова "Машенька". История взаимоотношений профессора Окаемова и его внучки Маши рассказана автором подробно и эмоционально.
На сайте театра имени Вахтангова рассказывается о том, что образ самодостаточного старика - ученого, погруженного в науку, заинтересовал народного артиста СССР, и он сам выбрал эту историю для юбилейного спектакля к своему 90-летию. Поиски материала были долгими и отнюдь не из-за отсутствия добротных пьес, а потому, что актер не находил в них ответа на вопросы, которые его волнуют именно сегодня. И именно у Афиногенова он увидел очень важную нравственную проблему. Она состоит в том, что в современном мире, переполненном информацией, прогрессом, техникой - уходит, нивелируется простое человеческое общение.
Режиссер спектакля Родион Овчинников объяснил, почему назвал новый спектакль не "Машенька", а именно в соответствие с фамилией главного героя:
"Не напрасно в название спектакля вынесена фамилия. Нас интересует Род, Семья. Как мучительно иногда эти понятия складываются в живое человеческое сообщество. Как трудно поступиться своими принципами, стерпеть, сдержаться, уступить. Семья требует большого терпения и любви. И если люди через слезы, проблемы все же идут к тому, что семья это не "я", а "ты и я", "мы", тогда Бог пребывает с этими людьми и ничего не страшно".
А пока вся театральная Москва, да что там - вся страна, потому что нет у нас человека, который не был бы поклонником артиста Этуша, ждет выхода спектакля, обозреватель "РГ" попросила учеников, коллег и друзей артиста поздравить его с 90-летием:
Александр Олешко, артист, телеведущий:
- У Владимира Этуша, как у профессора, ректора театральной академии имени Щукина, много замечательных учеников - и Зиновий Высоковский, и Людмила Максакова, и Вениамин Смехов… Для меня лично Этуш не только педагог по актерскому мастерству. Для меня он - пример человеческого достоинства, потому что я видел, как он красиво выходил из очень сложных жизненных ситуаций. Он для меня также пример элегантности. Я наблюдал, как девочки стояли, что называется, по стойке смирно, когда он проходил по училищу в своих безупречных костюмах. Всегда - в накрахмаленных рубашках, всегда - в точно подобранных галстуках и отглаженных брюках.Помню, что он меня как-то выгнал из аудитории, когда увидел, что у меня часть рубашки недостаточно проглажена. Он сказал так: "Выйдите, потому что в таком виде мужчина, тем более будущий артист, не может появляться в общественном месте". Я его слова запомнил на всю жизнь, и теперь всегда слежу за своим внешним видом.
После 10-летнего перерыва, когда он вновь вернулся к своей педагогической деятельности (а не только был ректором), он поставил со мной отрывок из поэмы Николая Гоголя "Мертвые души", где я играл Чичикова. Играл безобразно. Меня после этого по-хорошему надо было бы выгнать. Но он все перетерпел, и даже похвалил, и у меня с ним сложились очень теплые человеческие отношения. Он мне подписал свою книгу и фотографию: "Олешко - человек с будущим. Твой Этуш". Мне это очень дорого. В 90-летие я ему желаю радости, долголетия и здоровья. И от детского страха, когда я его боялся как Карабаса-Барабаса, уже давным-давно ничего не осталось. Есть только любовь и уважение…
Эммануил Виторган, народный артист России:
- Когда произносишь имя этого человека, на лице невольно возникает улыбка благодарности. Повод - само существование Владимира Этуша - того, кто сделал массу приятного для проживающих в Советском Союзе - эти люди бесконечно благодарны ему до сих пор и будут благодарны всегда. И для сегодняшней России он сделал немало, поэтому очень важно, чтобы мы об этом знали и помнили. И не менее важно, чтобы мы каждый год отмечали его дни рождения - особенно такие даты, как в этом году. Поэтому мы это и делаем в нашем центре 28 мая. Соберутся коллеги, члены клуба, друзья - все они с удовольствием придут, чтобы поздравить Владимира Абрамовича. Мы очень хотим сделать ему приятное. Он несладко проживал эту жизнь и заслуживает максимального количества добра в свои годы. Должен сказать честно, что мы ни разу не пересекались в работе. Но у Этуша нет ни одной роли, которая бы не произвела на меня впечатление. Их у него для человека такого масштаба не так много. Но какие! Каждая роль, как замечательный подарок.
Мария Аронова, народная артистка России:
- Бесконечно желаю здоровья Владимиру Абрамовичу. Я очень люблю его и с огромным уважением отношусь к этому человеку. Мне приятно, что Владимир Абрамович, грубо говоря, допускает меня до себя, потому что мне дозволено шутить и импровизировать с ним на цене. Это абсолютный подарок с его стороны по отношению ко мне. Мы долгое время вместе играем спектакль по произведению Федора Михайловича Достоевского "Дядюшкин сон". Этуш - человек с виду очень жесткий. Но на самом деле он - бесконечно нежный. Всегда сразу же подставит плечо помощи, дважды его просить не надо, и это было в моей жизни, когда Владимир Абрамович помог моему отцу. Он очень отзывчивый и сердечный. Очень требовательный. Требует как от себя, так и от других. Я восхищаюсь тем, в какой он форме, как он всегда готов работать, как он относится к профессии и к театру. И я очень благодарна Лене - его жене за то, что Владимир Абрамович так выглядит, за то, что он в таком настроении. Она - большой молодец. И сам факт, что человек в 90 лет взялся делать спектакль и играть в нем главную роль, свидетельствует о том, что он полон жизни, любит театр и свою профессию, что он - невероятно работоспособен. Он - умница!
"Спасибо, я пешком постою"
1. "Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика" (товарищ Саахов)
2. "Старая, старая сказка" (Король и Трактирщик)
3. "Иван Васильевич меняет профессию" (Антон Семенович Шпак)
4. "Приключения Буратино" (Карабас-Барабас)
5. "12 стульев" (инженер Брунс)