Первое знамя Победы на Рейхстаге было сделано из матраса

Теперь уже не секрет, что первое знамя над Рейхстагом было установлено 30 апреля 1945 года разведчиками из отряда Семена Сорокина. Корреспондент "РГ" отправился в гости к легендарному Ивану Лысенко, единственному оставшемуся в живых участнику тех событий. Разумеется, без намерения обесценить бесспорный подвиг Егорова и Кантария.

Фото:Из архива И.Н. Лысенко

Историю эту долго, мягко горя, не афишировали: у Героя Советского Союза Ивана Лысенко сильно подмоченная, с точки зрения советских и партийных кадровиков, биография. Впрочем, противоречивой судьбой в России никого не удивишь. Но Лысенко все-таки может. Прошел через ГУЛаг, через штрафбат, через всю Европу, дошел до Берлина, ворвался в осажденный Рейхстаг и первым воздвиг красное знамя на его фасаде. Теперь живет на улице своего имени.

В гости к отметившему свое 95-летие Ивану Лысенко мы отправились в Белоруссию. Живет ветеран на Гомельщине, в поселке Красная Гора. На доме - синяя вывеска с четкой белой надписью: "Улица им. И.Н. Лысенко".

Нас встретил человек с чистым и внимательным взглядом, немощный в силу возраста, но твердый духом. Больше говорила Екатерина, дочь ветерана - сам Иван Никифорович быстро уставал. Впрочем, женщина постоянно обращалась за подтверждением своих слов к отцу. Вот несколько эпизодов из долгой и трудной жизни Лысенко.

Воспитанием мальчика занималась тетушка Евдокия, монахиня. Она-то, может быть, и привила ему многие мужские качества. Когда она осталась с двумя детьми на руках, маленький Ваня фактически стал единственным кормильцем в семье. Иногда приходилось питаться одной мороженой картошкой с солеными огурцами. Но, по воспоминаниям Ивана Никифоровича, в его родном селе Кузнецы никто не умер от голода, потому что все помогали друг другу.


Фото:Из архива И.Н. Лысенко

По пресловутому сталинскому закону о "трех колосках" шестнадцатилетний Иван Лысенко был приговорен к 10-ти годам лишения свободы. Отбывать срок был отправлен в Соловецкие лагеря. Отсидев три года, по амнистии вышел на свободу. Вернулся в родное село и женился. К августу 41-го явился в военкомат с просьбой о призыве на фронт. Но в военкомате подняли его документы, увидели в них запись: "Не пригоден к строевой службе" и отказали. Сыграла свою роль судимость. Вскоре оказался на оккупированной территории, но на немцев работать не собирался. Скрывался в лесах.

В сентябре 1943 года советские войска освободили Брянщину, и Иван снова попросился на фронт. К этому времени в Красной Армии уже действовали штрафные батальоны, поэтому бывшего зека Лысенко призвали на службу в качестве штрафника, или, другими словами - смертника. По воспоминаниям Ивана Никифоровича, самым страшным в штрафбате была не постоянная угроза собственной смерти, а погибавшие на глазах товарищи. Их было так много, что вперед приходилось идти буквально по телам убитых.

За бои при освобождении Прибалтики Лысенко был награжден медалью "За отвагу" и орденом Красной Звезды. Трижды настигали вражеские пули бесстрашного разведчика: "Немецких пуль я не боялся. Готов был выполнять любое задание командования везде, куда пошлют", - рассказывает Иван Никифорович.


Фото:Из архива И.Н. Лысенко

Рано утром 30 апреля 1945 года начался штурм Рейхстага. Стена сплошного огня встала перед наступающими подразделениями. И тогда наше командование приняло решение сформировать несколько специальных штурмовых отрядов из самых лучших и опытных бойцов. В состав одного из них и вошел старший сержант Лысенко. Перед штурмом разведчики получили боевой приказ непосредственно от самого командира полка: прикрывать знаменосцев, которые должны были водрузить победные знамена на Рейхстаге, и обеспечивать им продвижение наверх. "А если мы первые установим красное знамя, нас не осудят?" Комполка засмеялся: "Не осудят".

Штурмовой отряд, где находился Иван Никифорович, первый пробился к Рейхстагу. Несколько наших солдат проникли на второй этаж и вели ожесточенный бой с наседающим противником. Этой группой командовал старший сержант Лысенко. Официально врученного знамени у них не было. Но солдатская смекалка сработала и в этой ситуации. Иван в одной из комнат нашел матрас из красной материи.

- Мы разодрали матрас, - рассказывает Лысенко. - Вырезали из него нужную нам часть. Раздобыли что-то наподобие древка, прикрепили к нему полотнище и выставили в окно второго этажа". Так трофейная ткань стала основой для первого знамени Победы.

Вот выписка из наградного листа Ивана Никифоровича: "30  апреля 1945 года в 14 часов тов. Лысенко первым ворвался в здание Рейхстага, гранатным огнем истребил более 20 немецких солдат, достиг второго этажа и водрузил знамя победы. За проявленное геройство и мужество в бою достоин присвоения звания Героя Советского Союза. Командир 674-го стрелкового полка подполковник Плеходанов". В том же бою Иван Лысенко взял в плен двух немецких генералов и через обстреливаемую площадь перед Рейхстагом невредимыми доставил их на командный пункт.

- Генералы в наш тыл ползли так ловко, - вспоминает старый разведчик, - что я подумал: "Да-а, научились под нашими выстрелами утюжить брюхом землю".

В 1966-м году в гости к ветерану приезжал Юрий Гагарин.