В Туле презентовали новую экспозицию музея оружия

В Туле презентовали новую постоянную экспозицию музея оружия. В основе - акцент на гуманитарный аспект, образ нерушимой крепости.

Презентация проходила в красном зале нового здания Тульского музея оружия. Она вызвала живейший интерес, как у музейного сообщества, так и у директоров тульских оборонных предприятий, которые считают музей оружия продолжением своей деятельности.

Презентация началась с цитаты Указа Петра I: "Старые пушки и фузеи не переливать и не портить, а сдавать, как курьезы, в цейхгауз". Так Тульский музей оружия начинался. Теперь с появлением нового здания его история выходит на новый виток.

Новое здание музея оружия - это пятиэтажный богатырский шлем. Первый этаж отдан под административные цели. Последний - под куполом шлема - отведен для выставок. Его намерены оборудовать мультимедийным экраном в 54 погонных метра. На внутренних этажах - основная экспозиция. Витрины в ней стилизованы под ружья. Предполагается, что музейное оборудование будет работать по принципу трансформера, что позволит размещать, как большие, так и малые экспонаты.

О концепции новой экспозиции Тульского музея оружия "РГ" рассказал ее автор заслуженный художник России, автор крупнейших музейных и выставочных проектов (в их числе музей им. Пушкина, Государственный исторический музей, "Московский Кремль" и даже эскизный проект зала заседаний Совбеза ООН) Александр Конов.

Что решили положить в основу концепции новой экспозиции музея оружия?

Александр Конов: Концепция - это мировая история оружия. Амбициозная архитектура, которая появилась в центре города, требует, как форма, и амбициозного содержания. Старая экспозиция занимает около 1000 квадратных метров, находящихся в Богоявленском соборе. Здесь для нее предъявлено 5,5 тысяч квадратных метров. Даже если вы его разбавите "водичкой", вы не получите тот эффект, который хотели бы видеть. Нужны новые приемы, инновационные вещи. Надо найти возможность комфортного размещения экспозиции в новых условиях. Поэтому основная часть и концепция, которой вы интересуетесь, выглядят следующим образом: мы имеем центральное экспозиционное ядро и периферийную часть, создаваемую на основе мультимедийных интерактивных комплексов. Эти комплексы окружают центральное экспозиционное ядро, в котором присутствует самая главная концепция и главное экспозиционное содержание. Но центральная часть построена на основании фортификационных сооружений, которые легли в основу появления образного и художественного решения.

Фортеция, которая сделана известным конструктором и строителем фортификационных сооружений Вобана, имеет довольно широкое распространение по России - от Владивостока до Крондштата. Мы приняли это решение, чтобы создать полное ощущение кругового обзора.

Чем больше агрессивность фортификационного сооружения, тем больше возможности выжить человечеству. Ведь оружие имеет такую странную ипостась: помимо агрессивности, оружие еще и позволило человечеству выжить. Наша экспозиция связана с этими очень противоречивыми составляющими: чем агрессивнее оружие, тем больше шансов у человечества выжить.

Давайте говорить и о том, что оружие - это вообще движитель прогресса…

Александр Конов: Безусловно. Это главное продолжение этих ипостасей. Поэтому я считаю, что возможно построить экспозиционное пространство по принципам фортификационного сооружения, т.е. защиты и круговой обороны Тулы. Я считаю, что здесь есть большие смыслы, которые дали действительно найти оптимальные решения для экспозиции будущего музея. Центральное экспозиционное ядро находится на трех этажа - переходит с этажа на этаж.

Здание имеет сферическую форму - это подчеркивает шлем сверху и подвальное пространство снизу. Эта сфера интересов, сфера мира, сфера жизни вбирает в себя всю агрессивность фортификационных сооружений. А агрессивность фортеции достигается усадебно-парковыми приемами времени Петра, который любил и фортеции и парки.

Сегодня мы говорим об амбициозных пространствах, и амбициозном строительстве: чтобы у этой "шапки" была голова, если есть голова, должны быть и мозги, а, если есть голова и мозги, то есть ум. Такое сооружение в центре города, да еще имеющее фортификационные парковую эстетику вокруг себя, создает в этом довольно странном промышленном районе некий оазис. В проекте предлагается раскрыть прилегающий забор и впустить город в это пространство. Забор сделать декоративно соответствующим тематике.

Вы уже затронули тему промышленности, производства оружия, будут ли какие-то старинные станки, элементы не только вооружений, но и образцы того, на чем его делают?

Александр Конов: Если мы не будем затрагивать тему мировой истории, то мы получим заводской музейчик. Понимаете разницу? Поэтому все, связанное с мультимедийными и интерактивными фонами - периферия, которая окружает экспозиционное ядро - они и дают нам возможность получить и испытательный стенд, и ремонтные мастерские, и разговор о конструкторах, производителях и производствах, ветеранах. Это все сопутствующее.

Сколько времени потребуется на создание экспозиции?

Александр Конов: Здесь может быть два подхода: или делаются пять этажей один за одним, или же создается центральное экспозиционное ядро сразу на трех этажах, а потом создается переферия. Потому что это два разных направления, два разных принципа работы. Центральное ядро - это работа с экспозицией и экспонатом. Сегодня много всякой прогрессивной техники - световая аппаратура и прочее. А что касается перемитрального элемента - это производители, конструктора - то, что окружает жемчужину, оно требует совершенно других принципов в подходе. И эта часть могла бы создаваться при уже работающей центральной, как некая следующая стадия работ. Думаю, на это уйдет пара лет. Я делаю музеи, строю, поэтому для меня это понятно. Вопрос в финансировании, отлаженной команде, правильном администрировании.