Новости

09.05.2013 09:20
Рубрика: Экономика

"Русская водка" станет брендом

Наша водка как никогда близка к тому, чтобы на мировых рынках ее признали российским национальным продуктом. Этого производители спиртного добиваются уже четвертый год.

Но, похоже, вперед опять "проскочит" конкурент. В Еврокомиссию с просьбой признать ракы национальным напитком обратилась Турция. В Стамбуле ожидают, что регистрация анисовой водки завершится в течение года. Так что турецкие производители алкоголя могут обогнать русских водочников, которые гораздо раньше начали процесс признания своего напитка по географическому происхождению.

Попытки зарегистрировать "русскую водку" как ту, которая производится в России, предпринимаются с 2010 года. Но первая серьезная победа была достигнута только в марте 2013 года. Тогда Еврокомиссия опубликовала резюме технического файла Ассоциации производителей русской водки. Это, по сути, финальная часть обширного комплекта документов по заявке на регистрацию "русской водки" как географического указания. Теперь, как того требует европейское алкогольное законодательство, шесть месяцев заинтересованные фирмы и организации могут подавать в Еврокомиссию возражения, замечания и дополнения.

Но российские производители водки не ждут легкого пути. "На европейском и международном алкогольных рынках нас никто не ждет, а со стороны конкурентов и недругов можно ожидать противодействия", - отмечает президент Ассоциации производителей русской водки Юрий Жижин.

Международный статус национального напитка - это правовая защита, имидж страны производства в глазах потребителей всего мира, и, конечно, огромные прибыли, говорит президент Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя Вадим Дробиз. Поэтому страны активно лоббируют свой национальный алкоголь. "Зарегистрировав наименование "русской водки", мы сможем обеспечивать продвижение своих водочных брендов и эффективно бороться с поставками псевдорусской и контрафактной продукции в странах ЕС", - продолжает эксперт.

На национальном и международном уровнях уже защищены шотландские, ирландские и американские виски, французские коньяки, шампанское и кальвадос, вина Бордо и Бургундии, испанские хересы, португальские порто и мадера, итальянское кьянти, мексиканская текила, японское саке, карибский ром, немецкие мозельские и рейнские вина, венгерские токайские вина, греческая метакса, разные сливовицы, фруктовые вина. И несмотря на то, что любителей ракы с ее специфическим вкусом в мире явно меньше, чем водки, Турция зарегистрирует свой бренд быстрее, чем Россия, уверен Дробиз. "В последнее время, - поясняет эксперт, -  Стамбул активно включается в процесс евроинтеграции. Хоть мы теперь и член ВТО, но Турция все равно воспринимается как более "свойская" европейская страна, чем Россия".

Для мировой конкуренции российским водочникам нужна господдержка, которая вполне соответствует духу "Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукции до 2020 года", считает Жижин. В качестве таких мер он предлагает принять специальный закон о поддержке национальных напитков и план продвижения экспорта, так как после 1991 года Россия фактически ушла с мирового алкогольного рынка, занимая теперь не более 5 процентов в водочном сегменте.

В год Россия поставляет в страны дальнего зарубежья не более 5 миллионов декалитров водки. Вообще, по данным ЦИФРРА, объем мирового рынка водки сегодня составляет около 370 ммиллионов дал. И если убрать традиционно "водочные" страны (Россия Украина, Белоруссия, другие страны СНГ, плюс Польша) остается не более 100 миллионов дал. Кроме нас, самые крупные рынки водки в странах большой "восьмерки" - Германия и США. "Мировой рынок водки растет, а мы там занимаем минимум. Доходы от экспорта алкоголя, конечно, не столь велики на фоне нефти и газа, но сейчас любая копеечка в бюджет будет полезной", - отмечает Дробиз.

А как у них?

Венгрия: В 2010 году правительством принят закон о палинке (фруктовая водка).

Польша: В 2012 году польский парламент принял закон о польской водке, которая получила свое определение. Обращалось внимание на то, что польская водка - это 600 лет традиции, истории и культуры.

Аргентина: В 2010 году президент Аргентины Кристина Киршнер подписала указ, согласно которому вино объявлено национальным напитком страны. Годовой оборот винодельческой отрасли латиноамериканского государства составляет более 2,5 миллиарда долларов.

Турция:
В 2009 году патентный институт Турции официально признал ракы (анисовую водку) национальным напитком. "Ракы - это синтез культурного наследия различных цивилизаций, живших на территории страны", - высокопарно отмечено в документе.

Экономика Товары и цены Алкоголь и табак
Добавьте RG.RU 
в избранные источники