Столь неожиданная реакция была вызвана безвкусными сценами с обильным пролитием театральной крови. В безобидной романтической опере Вагнера о конфликте платонической и экспрессивной любви режиссер пытался увидеть мотив преступления и наказания, перенеся весь сюжет во времена гитлеровской диктатуры и первого послевоенного канцлера ФРГ Конрада Аденауэра.
Уже после открытия занавеса зрителям предстала картина, долженствующая символизировать сожжение евреев в газовых камерах. Голые актеры сидели под стеклянными колпаками, куда медленно с явным намеком на известные исторические события подавался сценический пар. Полет фантазии режиссера достиг своего апогея непосредственно после увертюры в недвусмысленной сцене истребления еврейской семьи, которую Тангейзер с гестаповской повязкой на рукаве оголил, выбрил и собственноручно застрелил из пистолета. Последовавшие за этим сцены насилия и сожжения Элизабет стяжали лишь возмущенные крики и топот еще не покинувших зал зрителей. Через полчаса после начала постановки следить за неаппетитным сценическим представлением остались немногие из купивших билеты любителей оперы.
Искусству актеров или воспоминаниям детства зрителей должен быть благодарен режиссер - однако скандал опера вызвала недюжинный, а вместе с ним и славу режиссера, перелетевшую далеко за пределы Германии.
По собственному признанию, режиссер Космински стремился открыть в недрах вагнеровской оперы антисемитскую сущность композитора. В год 200-летия знаменитого немецкого оперного эпика в Германии с особой силой обсуждается влияние Вагнера на нацистскую идеологию. До сих пор большинство музыкальных критиков склонялись к тому, чтобы антисемитские стремления и высказывания композитора рассматривались отдельно от его творчества. Однако некоторые музыковеды видят следы антисемитских настроений композитора в "Парсифале" и "Кольце Нибелунгов".
В новой постановке "Тангейзера" режиссер неуклюже попытался соединить звучащие в адрес композитора обвинения с его оперной музыкой. Увы, особого восторга у зрителей и общественности это не вызвало. Более того, в прошедший четверг руководство оперного театра "Немецкая опера на Рейне / Дюссельдорф-Дуйсбург" отменило постановку в данном ее виде. Теперь оперу Вагнера можно будет услышать лишь в музыкальном, а не театральном, исполнении.
После провалившейся постановки руководство театра уверяло, что вполне ясно представляло себе, какую противоречивую реакцию может вызвать концепция и новое сценическое прочтение оперы. Однако в объяснении об отмене постановки было отмечено, что с громадной озадаченностью театр вынужден среагировать на некоторые сцены, особенно весьма реалистично представленную сцену расстрела, которую, очевидно, многие посетители не смогли перенести психически и физически, так что они даже должны были обратиться к врачам.
Режиссер Космински не преминул заявить, что был шокирован таким объяснением театра. По его словам, подобная цензура не должна иметь места. Он также подчеркнул, что не намеревался использовать ужасные преступления нацистов в качестве дешевого трюка, чтобы спровоцировать скандал. Спорные сцены были доказательством ужасной вины, которую в его прочтении якобы взял на себя Тангейзер. В свое оправдание режиссер сказал, что хотел "не издеваться над жертвами, а скорбеть о них". Космински высказал пожелание, чтобы вместо скоропалительных решений директор оперного театра Кристоф Майер начал "предметную дискуссию, чтобы успокоить расстроенные души в обоих направлениях".
Не до дискуссий, однако, представителям еврейской общины Дюссельдорфа. Председатель союза общин "Нордрайн" Одед Горовитц назвал постановку безвкусицей, заявив, что инфляционное употребление символики нацистского режима несет за собой опасность нивелирования страданий жертв Холокоста и преступлений фашистов. И совсем непонятен для многих выбранный срок постановки - незадолго до дня капитуляции фашистской Германии.