Яков Миркин: Летом курс доллара достигнет 33 рублей

Загадка этого лета: что означают рекорды по акциям в США, майские плюсы на рынках акций в Западной Европе? Это предвестники всеобщего роста или же мыльный пузырь, который снова обернется крахом и разбитыми надеждами на экономическое оживление?

От ответа на этот вопрос зависит и судьба российской экономики. Она пока мяч под ногами мировых игроков. Курс рубля, динамика производства, колебания финансового рынка все еще зависят больше от внешних факторов, чем от внутренних. Ключевой регион - Европа. На Евросоюз приходится более 50 процентов товарооборота России, на Германию и Нидерланды - более 10 процентов на каждую. Здесь пока - зона падения производства. Надежды на то, что экономика еврозоны начнет разгоняться с лета 2013 года, пока не оправдываются. Прогнозы роста в ЕС по результатам года не отменяются, но корректируются в сторону уменьшения. Нет признаков того, что еврозона объявит политику дешевого евро, активного печатного станка, чтобы стимулировать оживление. Вокруг Германии - серая зона замедления (Центральная и Восточная Европа). Здесь также сокращение спроса (на страны СНГ приходится 14 процентов экспорта - импорта России).

Следствие - сжатие сырьевого экспорта из России. По данным ФТС, физические объемы экспорта энергетических товаров в страны дальнего зарубежья снизились на 21 процент, по металлам - на 10 процентов (январь-февраль 2013 года в сравнении с прошлым годом). На 5-15 процентов упали мировые цены на сырье. Все это - главная причина замедления нашей экономики и ухудшения ее торгового баланса. Его положительное сальдо в I квартале уменьшилось на 15 процентов. Значит, сидим - ждем, когда кривые у соседей пойдут вверх.

Базовый сценарий для этого лета (семь шансов из десяти) - холодное, потерянное время.

Взлет на рынках акций окажется чисто денежным феноменом, связанным с тем, что капитал ушел в США и варится там в собственном соку. На экономике Европы и ее окружения, как и раньше, будет лежать тяжелый камень, под которым временами возникают какие-то проблески и тут же гаснут. Поэтому нам грозит дальнейшее ухудшение торгового баланса, уход промышленного производства в России в зону около нуля или даже в яркий минус.

Цены на нефть прогнозируются со снижением, в диапазоне 95-103 доллара. Цены на металлы, золото, еще один наш сырьевой товар, будут "клониться долу" (депрессия, высоки шансы на усиление доллара США к евро, что всегда давит вниз мировые цены на сырье). Летом 2013 года чистый вывоз капитала из России продолжится. Российская экономика устойчиво, год за годом, находится в зоне отлива капиталов. Все положительное сальдо торгового баланса выводится за рубеж (оплата услуг, потоки инвестиций, зарплат, дивидендов, международные резервы и т.п.). Правда, возник фактор неопределенности. Это разрушение кипрского офшора, через который проходили 35-40 процентов ввоза-вывоза капитала по прямым иностранным инвестициям и 10-15 процентов - по портфельным. Это может сказаться на размерах оборота капитала, но общая ситуация отлива капитала, ликвидности, когда наша лодка садится на мель, не изменится.

Продолжится, "два шага вперед - один шаг назад", тенденция рубля к ослаблению, проявившаяся с начала года. Она перейдет на горизонты 32-33 рубля за доллар. Причина - ухудшение торгового баланса, вывоз капитала и вероятное укрепление доллара к европейским валютам. Доллар может подвинуться от 1,3 к 1,22-1,25 за евро. У него огромный потенциал длительного усиления в паре доллар/евро (но не к азиатским валютам).

Процент по кредитам и депозитам в банках будет и дальше осторожно ползти вверх, как это было в прошлом году и в начале этого. Средние ставки по рублевым кредитам населению на срок свыше года были в феврале 2010 года - 17,5 процента, в феврале 2011-го - 17,8, а в феврале 2012-го - 20,5 процента. Сейчас еще выше. Деньги станут дороже, чего не скажешь о российских акциях. Сегодня они упали на 10-15 процентов от пика в январе и готовы с удовольствием двигаться к новым глубинам. Летом их ожидает вялый понижательный коридор, с всплесками то куда-то вверх, то зачем-то вниз.

Все это терпимо. Ничего страшного, пока нефтяной насос исправно качает наличность. У торгового баланса - положительное сальдо. Денег хотя и становится меньше, но все-таки их много и они замазывают все болячки. Резервы велики, госдолг минимален. Можно терпеливо пережидать, когда Европа и ее периферия, завязанные на российском сырье, вновь пойдут на подъем и вызовут оживление у нас дома.

Но за вязкой поверхностью лета 2013-го может скрываться неприятный тренд, который если даст о себе знать, то на долгое время поставит под угрозу стабильность российского общества.

21 процент на столько снизился в начале года экспорт энергетических товаров из России в дальнее зарубежье

О чем идет речь? Каждый день нужно молиться, чтобы как-то утром, открыв глаза, не оказаться в новой реальности, в которой российское сырье не очень-то и нужно, а цены на него падают всерьез и надолго. Поводов для беспокойства предостаточно: сланцевая революция, энергетическая независимость США к 2020 году, давление западных регуляторов на нефтяные и металлические цены на рынках деривативов, диверсификация источников топлива в Европе, уход в сжиженный газ, снижение цен при переключении российских поставок на азиатские рынки и т.п. Впрочем, все это где-то там, за горизонтом, а мы, такова природа человека, ищем жестокие новости уже здесь и сегодня. Можно ли надеяться с замиранием сердца на что-то худшее нынешним летом? Может ли приключиться какой-то экстремальный сценарий? Вдруг кто-то выйдет из еврозоны? Или же лишится всех денег по кипрскому варианту?

Что ж, лето - любитель неприятностей, несмотря на вялость рынков и всеобщие каникулы. Все помнят август 1998 года. Именно летом закладывался сентябрь 2008 года. Мир оказался на пороге глобального кризиса в августе 2011 года (бюджет и снижение кредитного рейтинга США) и в июне-июле 2012 года (Греция). Так что есть чего опасаться.

Глобальные финансы по-прежнему остаются зоной неопределенности. Это настоящее минное поле. История с Кипром может повториться в Словении, Португалии, Ирландии, Испании, она вновь может вернуться в Грецию. Под риском находится Аргентина. Похож на мыльный пузырь финансовый рынок США. У 14 стран мира госдолг превышает 100 процентов ВВП. Все это прямые риски для российских финансов. Мы немедленно заражаемся "финансовыми инфекциями", когда что-то разобьется в мировых финансах, но болеем намного тяжелее. В России - стрессы и падения двукратны, как будто это мы - Кипр или Греция. А вот обратная связь плохо работает. Если раньше за любым плюсом в Нью-Йорке или Лондоне начинался прилив капиталов в Москву, то сейчас мы лишь вяло помахиваем большим кораблям, уходящим куда-то вперед. Рынки обмелели в отсутствие нерезидентов.

Что же такое "плохой" сценарий для лета 2013 года? Шансы - два из десяти. Например, падение акций в США и в Европе на 10-15 процентов. Цен на нефть - до 90 долларов. Укрепление доллара до 1,15-1,2 евро вызвали бы, по оценке, в России отток капитала в 50-70 миллиардов долларов, уход рубля на рубежи 33-35 рублей за доллар, падение цен акций на 20-25 процентов, инфляцию в 12-14 процентов, однозначный уход промышленного производства в отрицательную зону.

Но не все это - страшные сказки на ночь. Могут быть и иные варианты, скорее приятного толка (шансы - один из десяти). Вдруг окажется, что этим летом еврозона, как темная лошадка, вдруг пустится в бег, хотя никто на нее не ставил. И мы снова окажемся в благословенных 2006-2007 годах, когда физический рост ВВП (в постоянных ценах) был больше 8 процентов за год. В этой точке немедленно прекратятся споры о судьбах российской экономики. Все облегченно вздохнут, и ничто больше не будет меняться за нашими стенами, пока опять с Запада не придет гроза.

Можем ли мы что-то улучшить в этих сценариях собственными силами? Или так и будем жить по великой российской жалобе "несет меня лиса за темные леса, за кудыкины горы"? Небольшая надежда на это существует в связи с приходом нового руководства Банка России. ЦБ обладает пока небольшой самостоятельностью. Речь идет о негромком переходе его (пусть не объявленном официально новым руководством) к политике стимулирования экономического роста. На практике это означает осторожные подвижки к снижению ЦБ своих процентных ставок, введение первых, пусть небольших, административных потолков на процент в хозяйстве (в части использования банками финансовых ресурсов, полученных от ЦБ), сокращение норм обязательных резервов банков, чуть заметные шаги к ослаблению рубля и более интенсивному росту монетизации. Следствие всего этого - стимулы к росту производства и экспорта, торможение импорта и вывоза капитала, снижение убыточности, подталкивание вверх рынка акций, падение цены денег.