Где бы ни выступал хор, а он покорил в Америке знаменитый Карнеги-холл, его выступления сопровождают аншлаги. Вряд ли мы споем Баха так, как поют немцы, но они не споют "Всенощное бдение" Рахманинова, как поем мы. По выходным хор участвует в монастырских службах, когда 90-летние бабушки и их уже седые дети, внуки и правнуки поют едиными устами и единым сердцем.
...И вот на сцену хайтековского зала, где звуковое и световое оборудование отвечают последним мировым тенденциям, вышли 26 исполнителей, средний возраст которых 30 лет: вокал помолодел. В коллективе много прославленных солистов - Белосельский поет в Большом, Татаринцев в Новой опере. А капелла были исполнены как духовные, так военные и советские песни, ведь концерт посвящен двум великим праздникам - Светлой Пасхе и Дню Победы. Чувство благодарности Всевышнему - главный фон первого отделения, а рядом с благодарением - несовременное чувство благоговения...
В первом отделении необычного (такое впервые!) концерта-кроссовера (где смешиваются более двух авторских вселенных) мужские голоса соединились с ангельскими голосами мальчиков из московского хорового училища им. А. Свешникова, которое создано было в Великую Отечественную войну по образу дореволюционных музыкальных и суворовских заведений. Хотя мальчишеский хор привык к одной дирижерской руке, с регентом хора Сретенского монастыря Никоном Жилой у будуших вокалистов не было разногласий. Во втором отделении Сретенский хор соединился с молодыми виртуозами Оркестра народных инструментов им. Н. Осипова. Оркестр был восстановлен во время Великой Отечественной войны, когда практически все артисты ушли на фронт. Именно Н. Осипов занимался восстановлением коллектива, разыскивая оркестрантов по фронтам Великой Отечественной войны. Сегодня коллектив считается национальным достоянием России, а мальчишеский хор - лучшей кузницей кадров. Из его коллектива вышел знаменитый ныне Дмитрий Корчак.
Во втором отделении руководитель хора, заслуженный артист России Никон Жила призвал зрителей петь, и зал стал дружно подпевать хористам. А когда зазвучала песня "Дороги", на глазах у людей заблестели слезы. В советское время, когда вера запрещалась, песня была заменой молитвы.
Волнообразная форма потолка Холла способствовала идеальному преломлению звука. Мелодия сама двигалась вверх. Выше, еще выше, словно в запредельный мир. В тот удивительный мир попасть невозможно никакой земной властью. Просто хор - гениальный провожатый туда. Не случайно его руководитель переводится в программках как проводник - conductor.
Владимир Федосеев, дирижер БСО им. П. Чайковского:
- Прекрасный хор. Мы потеряли много хоров после распада СССР. Переняв советскую традицию, методику хорового пения, зарубежные страны увеличивают массовость - там хоровым пением увлечены 23,5 миллиона человек. Если к этой цифре прибавить поющих детей, то она возрастет до 28 млн. Но, слава Богу, хоровое искусство у нас возрождается. Ведь хор - это общение. Соборность. Патриотизм. То, что нужно нам сейчас.
Пол Эдвард Романов-Kуликовский, потомок императора Александра III:
- Потрясающий хор. Очень много сюрпризов в репертуаре. На недавнем концерте в Париже в честь 400-летия Дома Романовых хор спел "Многие лета" всем членам семьи Романовых. В дореволюционной России при поддержке императорской семьи действовало "Императорское русское музыкальное общество", благодаря которому была построена система музыкального образования. Хоровое пение стало всеохватным. Россия на правильном пути, возрождая хоровое пение.
Алексей Петров, главный дирижер хора Академии хорового искусства им. В. Попова.
- Хор мальчиков - редкое музыкальное явление. Для хора специально писали музыку самые известные композиторы, с ним работали самые известные дирижеры - Рождественский, Спиваков, Федосеев. В Крокус Сити Холле удалось достичь такого звучания, в котором слились взрослые мужские голоса и серебристые звонкие голоса мальчишек. Хор Сретенского монастыря - один из самых сильных мужских хоров нашего времени с невероятной гастрольной программой по всему свету, с глубоким уважением к родной культуре. Этот коллектив пестует нашу старинную духовную музыку, восстанавливает русскую народную песню, советскую, ведет активную просветительскую деятельность. Хор - оплот современной музыкальной культуры.
Мария Резанова, студентка ВГИКа:
- Сравните поведение публики на рок-концерте и на концерте хора Сретенского монастыря и посмотрите, какой просветленной выходит она из зала.