Что же предлагают академики Жорес Алферов, Александр Некипелов и Владимир Фортов? Судя по их выступлениям, они идут на последний и решительный бой. Задача, ни много, ни мало - спасти академическую науку.
Так, Александр Некипелов заявил, что сегодня ситуация даже более опасная, чем в самые трудные кризисные 90-е годы, когда речь шла о выживании академии.
- Усилились позиции тех, кто считает, что академическая наука архаична, - сказал Некипелов. - Это мнение не только министра Ливанова, она видна и в целом ряде уже принятых документов, и в финансировании РАН. Нас, по сути, держат на голодном пайке, и это на фоне резкого роста вложений в вузовскую и прикладную науку. Многие говорят, что нам надо сосредоточиться на долгосрочных вопросах. Конечно, это важно, но может оказаться, что академия до них просто не доживет, так как сам ее срок может оказаться кратким.
Академику Некипелову вторит Жорес Алферов. Он заявил, что еще в 2001 году ему предлагали участвовать в выборах президента РАН. Тогда он отказался, так как считал, что у академии хорошие перспективы, не видел для нее явной угрозы. Однако ситуация изменилась, нападки на академию только усиливаются. По мнению Алферова, одна из главных причин - это стремление различных сил заполучить огромную государственную собственность, которая находится у академии в оперативном управлении.
- После долгих размышлений я решил участвовать в выборах, - сказал академик Алферов. - Только позиция президента РАН дает возможность реально изменить отношение к науке и к академии. Никогда себе не прощу "уход в кусты" в нынешний ультракритический для науки период.
По мнению Алферова, самое страшное для страны сегодня - это невостребованность науки российской экономикой. Без появления спроса наука погибнет.
- Президент Владимир Путин поставил задачу - иметь к 2020 году 25 тысяч рабочих мест в секторе высоких технологий. Это задача не только для бизнеса, но и для науки, и образования, - сказал Алферов. Он убежден, что "нужен специальный закон, который вернет РАН высшую позицию в российской науке".
Владимир Фортов считает, что деньги идут мимо РАН, так по многим принципиальным вопросам ее голоса почти не слышно, она слабо участвует в реализации масштабных проектов.
- Академия должна стать генератором идей в экономике, занять пассионарную позицию в выработке и реализации стратегии развития России, - сказал Фортов. - Наша задача - предложить крупные народнохозяйственные проекты, стать лидерами в разработке научно-технической политики страны, предложить алгоритм движения вперед. В центре внимания всей системы РАН должен стать талантливый человек. Ему надо создать условия, чтобы он с максимальной отдачей мог работать семь дней в неделю и 24 часа в сутки.
Александр Некипелов уверен, что для академии крайне важно наладить конструктивный диалог с властью и обществом. А для этого РАН должна продемонстрировать, что академическая наука ведет не к застою, а к эффективному динамическому развитию. - Мы должны дать сигнал, что РАН современная организация, открытая разумным реформам, - сказал Некипелов.
Один из самых больных вопросов науки - как финансировать научные исследования? Распределять деньги по нынешнему принципу "всем сестрам серьгам" или поддерживать сильных, существенно ограничивая слабых? И по каким критериям их выявлять? Все три кандидаты высказались за то, чтобы деньги платили не за участие, а за результат, за распределение денег по конкурсу. Важнейший критерий работы ученого - число публикаций и цитирований в престижных журналах. Однако подчеркивалось, что сугубо количественные показатели - это всего лишь подспорье для окончательной оценки, которую должны дать авторитетные эксперты.
Все претенденты обеспокоены критической ситуацией со старением научных кадров. Они единодушно выступили за ротацию руководителей, в частности, ограничение пребывания ученого на руководящем посту двумя сроками. Александр Некипелов предлагает увеличить число сотрудников, работающих по срочным 5-летним контрактам. Это позволит повысить конкуренцию, отсеивать слабых, давать дорогу сильным.
Итак, программы кандидатами предложены. Теперь 14 мая президиум РАН должен из четырех имен выбрать одно. Именно этого человека руководство академии поставит во главе списка и будет рекомендовать Общему собранию РАН 29 мая выбрать президентом на следующий срок. Конечно, у участников собрания есть право не согласиться и поддержать другую кандидатуру. Но понятно, что рекомендация президиума дорогого стоит.