На этом кладбище в 696 братских и 138 индивидуальных могилах покоились 23 759 советских воинов. Теперь их стало на 29 больше. А несколькими днями раньше на военном кладбище в Цыбинке были погребены останки более 400 солдат советской армии, погибших под Костшином на Одре, которые считались уже перезахороненными в 50-е годы. Подробности "РГ" рассказал Адам Сивек - руководитель внутрипольского отдела Совета охраны памяти борьбы и мученичества - государственной организации, ответственной, в том числе, за уход за местами и объектами национальной памяти, в особенности за военными кладбищами в Польше и за границей.
Пан Сивек, Где и каким образом были обнаружены останки этих 29 воинов, которых захоронили на варшавском мемориале?
Адам Сивек: Это останки солдат, которые погибли на восточных подступах к Варшаве в первых числах августа 1944 года - в ходе танкового сражения под Радзимином. Их временно захоронили в братской могиле, скорее всего, в бывшей землянке. После боев советские службы отметили это место палками с вырезанными из армейских блях красноармейскими звездами, но потом по неизвестным причинам не вернулись в это место, чтобы перенести останки на нормальное военное кладбище. Могила была забыта - так иногда случалось. И позже, при эксгумационных работах, это захоронение было пропущено. Оно было обнаружено случайно во время забора песка из лесной песчаной горки. Об этом сообщили нам и местным властям. Далее были проведены раскопки, в ходе которых были обнаружены останки и эти металлические звезды, которыми было отмечено место погребения. И вот теперь нами совместно с Мазовецким воеводством они были захоронены на территории мемориала.
Я читала, что, для того, чтобы все это стало возможным, немало усилий приложили активисты польского сообщества любителей военной истории "Kalina Krasnaja"...
Адам Сивек: Да, это любители истории, особенно военной, относящейся к восточному фронту. Они проявили большое участие, на общественных началах следили за выполнением работ и за деятельностью соответствующих служб, чтобы все было сделано надлежащим образом. У нас ведь существует определенный порядок действий, есть законодательно прописанные процедуры, опять же на это были необходимы средства из бюджета. Добровольцы могли отреагировать на эту ситуацию быстрее, чем мы, но думаю, что они довольны результатом. Такие добровольческие движения - это большая поддержка для нас.
Есть соглашение между нашими странами от 22 февраля 1994 года. Там прописан порядок действий в таких ситуациях и кто за что отвечает?
Адам Сивек: У Польши есть такие соглашения с несколькими странами, у которых больше всего военнослужащих погибло на территории нашей страны: в частности, с Россией, Белоруссией, Украиной, Германией. Недавно к этому пришла Италия. Планируется такое соглашение с Венгрией. Но кроме этих международных договоренностей нашу деятельность регулирует внутригосударственное законодательство, которое обязывает госадминистрацию следить за всеми военными захоронениями, вне зависимости от национальности и принадлежности к армиям. Так что мы все равно были обязаны позаботиться об этой могиле. Российская сторона не обязана этим заниматься, так что мы взяли все на себя, а посла РФ Александра Алексеева пригласили на торжественную церемонию захоронения. Нужно отметить, что российская сторона в последние годы очень серьезно занимается генеральным ремонтом крупнейших советских военных кладбищ на территории Польши. Ваша страна в лице посольства России тратит на это значительные средства.
Недавно были захоронены останки советских воинов, которые были обнаружены в Костшине на Одре, а на бумаге были перезахоронены на военные кладбища еще в 1953 году. Как такое могло произойти?
Адам Сивек: Это правда, и это была очень неприятная ситуация для всех нас. Ответственны за это были местные власти, которые в пятидесятые годы руководили этими работами, а мы сейчас пожинаем последствия. Речь идет о крупном полевом кладбище, организованном сразу после окончания боев в районе Костшина на Одре. В течение нескольких лет после войны повсеместно проводились мероприятия по сбору останков погибших и переносу их на регулярные военные кладбища, в данном случае - в близлежащих Гожуве и Цыбинке. Следили за этим местная администрация и представители находившихся в Польше частей советских вооруженных сил, которые сверяли количество потерь по своим спискам. Но, очевидно, коммунистические власти не придавали останкам погибших воинов такого значения, как сейчас, особенно с учетом современных стандартов эксгумационных работ. И нужно учитывать, что тогда это делалось не специалистами, а силами местного населения - для этого задействовали живущих там крестьян, рабочих с лопатами. Не знаю, как им платили - за день или за останки каждого отдельного бойца, но контролировали их работу плохо, первостепенное значение имела статистика. В итоге протокол подписали, а дело сочли сделанным. Находящиеся у нас протоколы этой эксгумации подтверждают, что работа была выполнена полностью. А спустя годы оказалось, что все делалось очень небрежно: брали черепа и наиболее крупные фрагменты тел, остальное оставляли в земле. И это в прошлом году обнаружили добровольцы, которые готовили территорию для восстановления бывшей там до войны крепости Костшин. Те останки, которые были найдены в прошлом году, захоронены на военном кладбище в Гожуве. В этом году фрагменты тел примерно 400 бойцов были захоронены в Цыбинке. И, насколько мне известно, эти работы могут быть продолжены.
А можно ли с уверенностью сказать, что это единичный случай, и на территории Польши больше не будет таких открытий?
Адам Сивек: Мне кажется, что да, хотя, как оказалось, ни в чем нельзя быть уверенным. Но данная ситуация уникальна, потому что во время войны старый город был практически полностью уничтожен (бомбардировками союзников. - Прим. ред.), а на месте крепости все эти годы были руины. Поэтому просто не представлялось случая, чтобы все проверить. В случаях других полевых кладбищ после эксгумации их территории обустраивались, и такие захоронения уже давно были бы обнаружены.
Сколько всего советских военных захоронено на территории Польши?
Адам Сивек: По последним данным - около 630 тысяч погибших в ходе военных действий. Но кроме них погибло огромное количество узников фашистских концлагерей на территории нашей страны.