13.05.2013 23:40
    Поделиться

    Подмосковное УФНС предложило решать все налоговые вопросы в интернете

    Управление Федеральной налоговой службы по Московской области на своем сайте создало "Интерактивную приемную по вопросам налогообложения имущества". На одной странице разместилась справочная информация о налогах и ставках, системы связи с налоговыми органами, сервисы с информацией о начисленных суммах, просроченных платежах и информации о самих объектах налогообложения.

    По сути подмосковное УФНС использовало как основу уже существующие и работающие на территории всей России сервисы, но создало на его основе страницу, на которой все возможности физлица видны как на ладони. В интерактивной приемной все сведения удобно структурированы, можно уточнить ставки или общие вопросы налогообложения недвижимости, земли или транспортных средств, сроки уплаты средств, информацию о налоговых льготах. Также в разделах каждого налога размещены реквизиты для перечисления платежа в бюджет. Поэтому налогоплательщику не нужно ждать, пока в почтовый ящик придет уведомление.

    Для тех, кто привык все-таки дожидаться заветного конверта, также есть полезный сервис. Если письмо запаздывает или потерялось, налогоплательщик может запросить повторную квитанцию. Этим же сервисом следует воспользоваться для корректировки налоговой базы, к примеру, если собственник имущества считает, что сумма платежа рассчитана неверно или в ФНС регистрирующими органами были переданы неверные сведения и имущество уже было продано. Интерактивная приемная позволяет без посещения инспекции уведомить налоговый орган об использовании налоговой льготы. Также раздел "Направить информацию о розыске транспортного средства" помогает налогоплательщику снять с себя обязанность по уплате транспортного налога за украденную машину.

    Из "приемной" можно направить электронный запрос в налоговые органы. Это наиболее удобная на сегодняшний день форма общения с фискальными органами, запрос оформляется на компьютере за несколько минут, ему присваивается уникальный входящий номер, который присылается налогоплательщику на электронную почту, также по e-mail или обычной почте в течение месяца приходит ответ налоговиков. Такой способ общения с фискальными органами практически идентичен бумажной "переписке", но не требует покупки конвертов, необходимости идти на почту и отправлять конверт, да и идут электронные письма намного быстрее.

    Начальник управления по работе с налогоплательщиками ФНС России Татьяна Матвеева говорит, что налоговики Московской области суммировали в интерактивной приемной те сервисы, которые доступны и плательщикам других регионов, на сайте ФНС они размещены в разделе "Электронные услуги". В том числе подмосковные налоговики дублируют в интерактивной приемной два наиболее популярных на сегодняшний день сервиса "Узнай свою задолженность" и "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц". Последний был пущен в промышленную эксплуатацию в конце прошлого года, получил новые функции и усиленные средства защиты. "Личный кабинет" содержит конфиденциальную информацию, чтобы зайти в него, нужно написать заявление в налоговой инспекции и получить логин и пароль. Все это позволяет надежно защитить персональные данные налогоплательщика. В "кабинете" теперь можно посмотреть все объекты налогообложения физлица, информацию, когда они были поставлены или сняты с учета, текущие платежи. Кроме того, в этом сервисе можно узнать статус прохождения камеральной проверки по 3-НДФЛ, эта функция востребована теми налогоплательщиками, которые заявляют налоговый вычет. В скором будущем появится возможность заполнять 3-НДФЛ в "личном кабинете" и отправлять декларацию в инспекцию, подписанную с помощью электронной цифровой подписи (ЭЦП), говорит Татьяна Матвеева.

    Сервис "Узнай свою задолженность", напротив, считается открытым. Зайти в него можно по имени и ИНН физического лица. "Мы охраняем только информацию о персональных данных налогоплательщиков, о его имуществе, начислениях, фактах уплаты и т. д. Но сумма задолженности уже не является налоговой тайной. В принципе, у законопослушных налогоплательщиков в этом сервисе просто указано, что задолженность отсутствует. У тех, кто не платит вовремя налоги, видны суммы задолженности. Но на какое именно имущество был начислен налог, в сервисе не указывается", - поясняет Татьяна Матвеева.

    Эксперты положительно оценивают опыт создания интернет-сервисов. Антон Соничев, адвокат компании "Налоговик", говорит: "Используя интерактивную приемную, налогоплательщик может без личного присутствия в налоговом органе получить разъяснения в отношении уплаты налогов. В инспекциях трудно найти нужного чиновника, который желает помочь разобраться в хитросплетениях налогового законодательства. Эту задачу и решает интерактивный ресурс: налогоплательщик может в любое удобное время узнать необходимую информацию в доступной форме и в режиме онлайн. Но есть и минусы. Несмотря на то что сервис "Узнай свою задолженность" формально не нарушает законодательства, все-таки возможность выяснить долги любого человека без особого труда меня смущает. Поэтому, на мой взгляд, следовало бы продумать более надежную систему защиты этой информации".

    Поделиться