Белгородцы остались недовольны реформой системы пригородных перевозок

В Белгороде не утихают споры вокруг реформирования системы пригородных перевозок.

Решение заменить микроавтобусы на машины большей вместимости белгородские власти мотивировали заботой о безопасности горожан и жителей окрестностей. Поездку на маленькой маршрутке многие, шутя, называли "пятью минутами страха". Но именно благодаря проворности "газели" и пользовались популярностью. Городская администрация, постепенно меняя требования к пассажирскому транспорту, таких машин практически не оставила. Однако оказалось, что ни новая транспортная система, ни пассажиры не были к этому готовы.

…В первый день после внедрения новшества желающие уехать в поселок Майский выстроились в длинную очередь в ожидании привычных "газелек", которые, подъезжая друг за другом, постепенно забирали людей. Но пришел "ПАЗик". Когда он, набитый пассажирами, отъехал от остановки, первые минуты люди радовались - в тесноте, да не в обиде, все уехали сразу. Но потом поняли: автобус едет гораздо медленнее. Опаздывающие на работу стали возмущаться. Студенты сельхозакадемии, в свою очередь, забеспокоились о том, что до отдаленного корпуса вуза им придется идти пешком. Если раньше "газель" могла подбросить за небольшую доплату чуть ли не к крыльцу, то автобус - из-за трех человек - туда не поедет.

- На первую пару уже опоздали, - объявил один из студентов и добавил: - Так теперь всегда будет?

Комментируя ситуацию, начальник регионального департамента строительства, транспорта и ЖКХ Николай Калашников отмечает: заказчиком услуг по перевозке жителей областного центра и пригородных населенных пунктов выступает мэрия Белгорода. Однако все эти перемены, по мнению региональных властей, должны только улучшить транспортное сообщение. На вопрос, почему позитивных изменений пока не видно, чиновник отвечает сдержанно:

- Значит, где-то система дала сбой. Конечно, все мы понимаем, что "газели" были удобны своей мобильностью, но возвращаться к ним не собираемся. Что касается графика движения, то нужно было попросту составить расписание так, чтобы люди не ждали автобус подолгу. И если пассажиров больше, чем мест, надо увеличивать число машин. В часы пик движение не должно останавливаться.
Пока же довольных переменами мало.

Микроавтобусы были удобны своей мобильностью, но возвращаться к ним власти не собираются

- Работать на автобусе, конечно, проще, - отмечает водитель одного из "ПАЗиков", курсирующих между поселком Разумное и Белгородом. - Это сейчас я наемный водитель, а раньше у меня была своя "газель" - ездила по 129 маршруту. А когда нам стали говорить - мол, пересаживайтесь на автобусы, я ушел. И многие поступили так же, но их места никто не занял. В итоге люди добираются с пересадками. Кому же стало лучше?

Водители признают, что перевозки, особенно пригородные, давно престали быть бизнесом как таковым. Возросшие взносы в Пенсионный фонд, налоги, цены на горючее и запчасти, а еще требования установить систему навигации и постоянный контроль со стороны чиновников заставляют многих уходить с рынка или "укрупняться", сдавая автобусы в аренду транспортным компаниям. Некоторые утверждают, что в этой сфере их держит привычка и страх, мол, лучшего попросту не найти. Однако есть и те, кто не жалуется.

- Стоит моя "газель" теперь дома, и что? - говорит Валерий Велитченко, который теперь возит людей из Белгорода в Майский на автобусе. - У меня такое чувство, что я одновременно на двух "газелях" работаю. А кто говорит, что невыгодно, пусть посчитает, сколько он может людей в "ПАЗике" увезти, и сколько помещалось в салоне микроавтобуса.

О расписании пригородных маршруток водитель говорить не хочет:

- Не нужно оно, я считаю, - подчеркивает он. - Мы сами с ребятами договорились - видим, что людей много, так и не стоим. Хватит нас на всех, если будем работать. Нам говорят, мол, надо пять минут стоять на конечной остановке, ждать пассажиров. Но я уже знаю, что за это время никто не подойдет, и уезжаю, а на мое место становится другой.

Кстати, Валерий Велитченко отмечает, что понимает мотивы решения заменить "газели" на автобусы большей вместимости:

- Пассажиры ведь тоже стали грамотнее и требовательнее. Вот раньше набивались в маршрутку и стояли, скрючившись. Теперь ездят автобусы, и бывает так, что человек не заходит в салон, если видит, что свободных кресел нет.

О том, что проблемы с нехваткой машин должны быть решены, говорят и представители власти, и сами перевозчики. Выступая перед советом депутатов, мэр Белгорода Сергей Боженов заявил, что скоро автопарк пополнится 105 автобусами и 20 троллейбусами. Этого момента ждут и перевозчики: по их словам, новый транспорт будет курсировать по самым оживленным маршрутам - на центральных улицах города. Тем временем "ПАЗики" смогут занять нишу пригородных перевозок.

А как у соседей

Калуга

На смену устаревшим калужским "газелям" придет более современный и комфортабельный транспорт, рассчитанный минимум на 18-20 пассажиров. Такое решение приняли городские власти, чтобы разгрузить магистрали и обезопасить пассажирские перевозки.

Планировалось, что нововведение внедрят уже с 1 июля. Однако затем власти слегка смягчили позицию по полному отказу от "газелей". По словам первого заместителя городского головы Павла Суслова, требование осталось в силе, но после переговоров с перевозчиками чиновники поняли: обновление транспортного состава потребует больше времени, и разрешили перевозить пассажиров на "газелях" до 1 сентября.

Параллельно власти намерены наращивать парк муниципального транспорта. В частности, в этом году обновят троллейбусный парк: планируется закупить 35 машин. Как отметили в управе со ссылкой на руководителя управления Калужского троллейбуса Алексея Рулева, сейчас в городском электротранспорте в тестовом режиме работает автоматизированная система оплаты проезда, а также система навигации, что позволяет оперативно реагировать на все возникающие проблемы и неполадки.

Тула

Похожие планы - у тульских городских властей. Так, в одном из интервью замдиректора городского управления транспортом Виктор Гордеев отметил, что в ближайших планах чиновников - решить проблемы перевозки пассажиров за счет внедрения транспорта большей вместимости.

- Это позволит увеличить долю муниципального транспорта на рынке перевозок, что благоприятно отразится на бюджете города и на кармане пассажира, - считает Виктор Гордеев. - Но главное - это удобнее и безопаснее для туляков.

В этом году администрация города намерена закупить более двух десятков трамваев, восемь троллейбусов, шесть автобусов - количество может варьироваться в зависимости от стоимости, объявленной в ходе аукционов. Обновление парка, по информации сити-менеджера Евгения Авилова, будет происходить по муниципальной и федеральной программам, в том числе на условиях софинансирования из бюджета области. В планах и внедрение единого - для муниципального и частных перевозчиков - расписания общественного транспорта. В настоящее время его опробуют в тестовом режиме.

Одновременно городские власти сокращают количество контрактов с частными перевозчиками, работающими на "газелях", по обслуживанию городских маршрутов.

Подготовили Елена Шулепова, Александра Щепкина