Новости

14.05.2013 00:05
Рубрика: Культура

Время Alegria

Знаменитый канадский цирк начал новое турне по России
Чтобы попасть в плен Цирка дю Солей (Cirque du Soleil), достаточно однажды услышать волшебные звуки его музыки. Пам-па-па-па-па-па-па-пам-па-пам. Или просто заглянуть на сайт этой знаменитой канадской фабрики грез, возникшей в 1984 году, когда два молодых безумца, уже собиравших на свои уличные шоу до 30 тысяч человек, предложили властям Монреаля сочинить спектакль в честь 450-летия открытия Канады. С тех пор компания из 20 энтузиастов превратилась в огромную индустрию под названием Cirque du Soleil...Маленькие и взрослые зрители знаменитого шоу Alegria, которое начало свое путешествие по России с Санкт-Петербурга, о солнечном цирке знают, видимо, все. Наполнившие до отказа Ледовый дворец в Петербурге в праздничные майские дни, они подпевали за Певицей в белом все ее песенки как на первостатейном рок-концерте.

Alegria в переводе с испанского означает радость, веселье. Странная это, однако, радость. Кажется, создатели Cirque du Soleil давно открыли тайну особой радости современного человека: чтобы ее получить, надо настоять ее на печали и тревоге, на злобе и меланхолии, на страхе и тяжелых предчувствиях. Трудно понять, как все эти эмоции рождаются в праздничном искусстве канадского цирка, но они там тоже есть. И у Певицы в Белом есть злой двойник - Певица в Черном. А главным проводником по сказочному миру становится пузатый горбун Флёр, элегантный злодей в красном вельветовом камзоле, за которым завороженно следуют расфранченные старые тоскующие птицы-травести. Собственно, никакого сюжета в привычном театральном слове здесь нет. Но есть тревожащее нас чувство двойной реальности, зазеркалья. Точно весь мир перемешался, и фантастически сильные, гуттаперчевые существа - прыжок в сторону - и окажутся внутри дряхлого, но по-петушиному красочного мира.

В печаль погружает и номер, придуманный Славой Полуниным для первых представлений Alegria, которые начались в 1994 году. Его прекрасный "Шторм", полный печали и чаплиновского трагизма, теперь исполняет другой артист. Но когда он снимает с вешалки пальто и оно оказывается покинувшей его возлюбленной, а потом уходит с огромным чемоданом в дождь и бурю, и белые хлопья летят прямо в зрительный зал, вовлекая его в сильнейшее переживание печали и одиночества, становится ясно, что такое настоящее мастерство. Это когда один артист может "подарить" другому свой номер, и он от этого не станет хуже.

Два других клоуна сопровождают шоу от начала до конца, просветляют мир мрачноватого гротеска Старых печальных птиц, пародируют силу и искусность акробатов. Ведь у силы всегда есть и комическая сторона...

В Alegria работает большое количество русских, впрочем, как и в других шоу. Именно это позволило основать единственную дочернюю компанию Цирка вне Канады - Cirque du Soleil в России. Номер "Русские перекладины" придуман русским акробатом Александром Моисеевым. Небывалый случай в истории цирка - акробаты делают синхронный тройной прыжок назад, от которого захватывает дух.

Вообще в этом шоу столько чудес, что их невозможно описать. И прежде всего потому, что невероятные трюки не столько вызывают восторг, сколько погружают вас в сильнейшие эмоции. Легкость и артистизм, работа силы в тонком взаимодействии с клоунадой и гротеском в сопровождении изысканного голоса Певицы в Белом, ни на минуту не покидающей сцену, создают такой романтический коктейль, о котором мечтают самые серьезные театральные маги.

Иллюзия - вот что царит в этом мире. Миф. Фантастические существа, обретающие подлинность благодаря виртуозности артистов и спортсменов, костюмеров, тренеров, хореографов художников, декораторов, режиссеров и музыкантов, заставляют работать ваше воображение. И так вы остаетесь детьми, пусть ненадолго, пусть лишь на время Alegria.

Культура Театр