В московском метро заметно сократилось количество "зайцев"

Вчера контролеры из казенного учреждения "Организатор перевозок" взяли в очередной рейд журналистов. Интересно было узнать, как отразилась новая система оплаты проезда, вроде бы удобная и простая, на количестве безбилетников? Их стало больше или меньше?

В 9.00 утра, когда заканчивался час пик, на станции метро "Полежаевская" мы встретились с контролерами Натальей Елисеевой и Светланой Бучневой. Скажу сразу: за те три часа, в течение которых мы кочевали из одного автобуса в другой, нам не попался ни один "заяц". Это был сюрприз. Пассажиры, которых, несмотря на рабочее время, было достаточно, спокойно доставали билеты. Преимущество новой системы оплаты в том, что москвичи избавлены от необходимости стоять в бесконечных очередях за проездными. Благодаря универсальности - действуют и в метро, и наземном транспорте, достаточно сходить только один раз в кассу или к автомату. А благодаря продлению срока действия до трех месяцев, а электронной карты "Тройки" - навечно, одним билетом можно пользоваться очень долго. И очередь на посадку двигалась быстрее - водителей почти не дергали с просьбой "продай билетик". Как известно, со 2 апреля они уже не торгуют билетами на одну поездку, на которые был самый больший спрос. В период до 1 июля у них в ходу билеты только на 2, 4 и 40 поездок, правда, по выгодной "округленной" цене - 50, 100 и 700 рублей.

К концу рейда весь "улов" контролеров свелся к единственному протоколу на девушку, которая, имея "Единый", ухитрилась пройти мимо турникета. - Еще осенью в подобном рейде "зайцы" попадались куда как чаще. В одном автобусе ехали сразу три безбилетника: два студента и бугай-металлист, не плативший по "принципиальным соображениям". К конфликту

тут же подключились сочувствующие пассажиры. Разразился скандал...

- Между прочим, - заметила Наталья Елисеева, которая почти два года работает контролером, - в последнее время и конфликтов с пассажирами стало меньше. Нас учат, что главная задача - не собрать больше штрафов по 1 тыс. рублей, а приучить горожан оплачивать проезд. Хотя кто-то пытается обхитрить технику.

По словам контролеров, некоторые пассажиры считают: если карточку не пропускать через валидатор, а прошмыгнуть мимо, то невозможно доказать, что эта поездка не списана. Ведь карточек много: и соцкарта, и "Тройка", и "Единые", и банковские карты. Но для проверки этих проездных у контролеров есть специальные тестовые билеты. Сначала блокируется валидатор, чтобы не снял с карты пассажира еще одну поездку. Затем через него пропускают тестовый билет, на котором печатается отчет по любому проездному. Дело, конечно, хлопотное, контролерам работы прибавилось. "К сожалению, нет обещанных ручных сканеров для электронных билетов, - пожаловался замначальника 2-го отдела контроля "Организатора перевозок" Павел Зуев. - Поэтому приходится с каждым пластиковым билетом бегать через толпу к валидатору".

В среднем бригада контролеров штрафует по 5-6 "зайцев" в день. Чаще - в будни, когда ездят "бедные" студенты. Ну и от района тоже зависит: безбилетников больше в промышленных районах Очаково, Внуково, Теплый Cтан. Еще приезжие не очень любят платить в транспорте.

Но сегодня контролеры отмечают прогресс: если в феврале, перед введением нового тарифного меню, контролеры, проверив 27,7 тыс. автобусов, троллейбусов и трамваев, обнаружили 9,2 тысячи "зайцев". То есть один безбилетник на три автобуса. В апреле - в 53,4 тыс. автобусов-троллейбусов-трамваев насчитали 14 тыс. безбилетников. Выходит: уже один - на четыре автобуса.