Прокрастинация у нас распространена повсеместно от федерального уровня до муниципального. Речь может идти о чем угодно: о ведомственной инструкции, проекте закона и даже об очень важной "пенсионной формуле", от которой зависит будущая жизнь и благосостояние миллионов людей. Большинство дел переносится так часто и делается так неспешно, как будто у всех причастных к ним по нескольку жизней в запасе.
Накапливаясь, эти нерешенные дела тормозят работу государства, лишают его необходимых времени и сил, ослабляют его административно и политически.
Даже глава правительства вынужден аппаратными методами подталкивать чиновников к своевременному исполнению положенных функций - вчера Дмитрий Медведев распорядился показательно уменьшить срок исполнения поручений президента по итогам "прямой линии".
Нужно признать, что одним разом тут не обойтись - ведь многие решения, неоднократно обсуждавшиеся на самом высоком уровне и даже провозглашенные как первоочередные, так и не дошли до тех, ради кого они в первую очередь предназначались - до граждан. Чиновники создают новостные поводы один за другим, но складывается стойкое ощущение, что многочисленный госаппарат работает вхолостую.
Несмотря на обилие новейших программных технологий и электронных коммуникаторов, российская исполнительная власть так и не стала решать необходимые задачи с необходимой скоростью. Геометрическая прогрессия использования ею новых технологий в прямой пропорции приводит к увеличению cроков исполнения ее обязательств.
Так, может быть, вопрос не в качестве и количестве задач, а в неправильном способе их постановки и поиске ответственных исполнителей?
Следует признать: высокая исполнительская дисциплина - одна из важнейших характеристик власти. Если наше государство не уменьшит сроки реализации не только президентских поручений, но и других важных дел, то оно рискует превратиться в социальный атавизм, отношение к которому у граждан будет еще хуже, чем сейчас. Увеличение скорости принятия и исполнения государственных решений должно стать политической задачей. Хотя при существующем подходе и она рискует быть отложенной на неопределенное время.
Конечно, искусственная и показная "оперативность" может сказаться на качестве. Но иногда для граждан гораздо лучше хоть какое-то решение, чем его отсутствие. Люди нуждаются в правилах игры, а не в уверениях, что нужно подождать более совершенных правил. Тем более что в большинстве своем речь идет не о сложнейших проблемах, требующих громадной предварительной работы, а о тех, которые уже давно стали очевидными.
Чиновники-профессионалы всегда опасаются политических решений. Но огромное количество проблем может быть решено исключительно политическими способами. Для того чтобы пойти на такие решения, требуются политическая воля и политический мандат. Ничего такого у чиновников-профессионалов быть не может. Вероятно, стоит активнее привлекать на ответственные должности людей с опытом публичной политики. Ведь психологически у политика даже на госслужбе любое решение или его отсутствие - связывается с прямой ответственностью не только перед начальством, но и перед избирателями. По-моему, на сегодняшний день для нашего государства согласиться на такой подход будет делом гораздо меньшей сложности, чем просто выполнить поручение президента в срок.