В правовой столице Нидерландов более 150 международных организаций

34 межгосударственных организации и более 150 международных на всего лишь полмиллиона жителей. Гаага - это действительно "Город мира и справедливости". Именно такой слоган мэрия южнонидерланского города ввела в обиход в прошлом году. Мы поговорили с главой Гааги Йобиасом ван Артсеном о том, каково управлять таким международным центром.

Что для Гааги означает наличие в ней стольких институтов международной юстиции?

Йобиас ван Артсен: Гаага начала развиваться в таком направлении еще в 1899 года, когда российский царь Николай II созвал здесь первую мирную конференцию. В прошлом году город получил от королевы титул "столицы мира и справедливости". И все, что здесь находится, - я имею в виду все институты ООН, трибуналы, Международный суд ООН и Международный уголовный суд - составляет главную идею нашего города. Для Гааги все это очень важно, независимо от символический и идеологической составляющей. Вся экономика города завязана на функционировании этих, а также общеевропейских институтов. Ежегодно это дает нам дополнительный доход в три млрд евро.

Но для коренных жителей Гааги это же наверняка еще и создает определенные неудобства?

Йобиас ван Артсен: По-моему, никаких проблем нет. Как и в Женеве или Москве, здесь проходит много конференций, событий, международных мероприятий. Для больших городов это важно. Это составляющая их высокого статуса. Гаага не исключение. Тем более что с 1899 года можно было уже и привыкнуть.

Тем не менее вы решили позиционировать Гаагу как столицу мира и справедливости только в прошлом году. Что изменилось?

Йобиас ван Артсен: Честно говоря, по-моему, она таковой является уже с 1899 года, то есть уже больше ста лет. Фактически это вросло в город и составляет его идентичность. Хотя по факту идея назвать так Гаагу принадлежит одному из бывших генеральных секретарей ООН. Морские ветры, обдувающие город, символизируют его специальное предназначение.

Какой процент жителей Гааги обслуживают международные организации?

Йобиас ван Артсен: Около 8-9% жителей города. Я имею в виду людей из всех сфер - магазинов, гостиниц и так далее. Они все важны.

А жители Гааги верят в справедливость международного права?

Йобиас ван Артсен: Все в Гааге знают, что институты ООН давно существуют, и привыкли к ним. Пекарня и квартал тоже помогают работе этих институтов. Мы не сильно задумываемся о том, справедливы ли они. Просто от этого зависит функционирование города. Это его, так сказать, джинсы.

Что чувствовали жители Гааги, когда в их городе умер президент другой страны? Я имею в виду Слободана Милошевича.

Йобиас ван Артсен: В мою компетенцию бургомистра не входит обсуждение конкретных дел, рассматриваемых в Трибуналах. Я несу ответственность за город Гаагу. Но, по моему мнению, история Балкан показала, что это было правильно, что его дело рассматривалось в МТБЮ.

Вчера мы видели вас на открытии выставки Организации по уничтожению химического оружия, сегодня вы запускаете строительство комплекса зданий для Международного Уголовного суда. У вас остается время на исполнение ваших обязанностей как мэра?

Йобиас ван Артсен: О да, очень много часов в день приходится тратить на сотрудничество с международными организациями. Но это ведь и есть главное дело для мэра Гааги?

А как же другие вопросы? Транспорт, например.

Йобиас ван Артсен: Какой транспорт? Все же на велосипедах ездят!