15.05.2013 23:50
    Поделиться

    Против "Оборонсервиса" возбуждено новое уголовное дело

    Маховик громких разоблачений в "Оборонсервисе" набирает обороты. Сегодня стало известно, что военное следственное управление СКР по Москве возбудило еще одно уголовное дело. Чиновников холдинга - бывших и действующих - подозревают в уклонении от уплаты таможенных платежей на сумму 320 миллионов рублей. Эти деньги они "сэкономили", а, попросту говоря, украли в ходе реализации двух госконтрактов на поставку Минобороны бронеавтомобилей итальянской фирмы Iveco. Корреспонденту "РГ" стали известны эксклюзивные подробности того, кто, как и когда провернул с пользой для себя масштабную, но незаконную операцию.

    Однако прежде обратимся к условиям импортных сделок. В течение трех лет для нашей армии планировали закупить 285 бронеавтомобилей Iveco модификации 65Е19WM. Пятьдесят семь машин военные ждали из-за рубежа в 2011 году, еще 207 - в 2012-м.  Причем в Россию эту технику договорились доставлять в виде сборочных комплектов, которые затем довели бы до финишной кондиции на одном из авторемонтных заводов Минобороны. Единственным поставщиком итальянских бронеавтомобилей назначили открытое акционерное общество "Оборонсервис".

    15 апреля 2011 года холдинг подписал с Iveco договор на поставку 358 сборочных комплектов. А в декабре того же года гендиректор ОАО Сергей Хурсевич заключил с министром обороны Анатолием Сердюковым контракт, по которому "Оборонсервис" обязался передать военному ведомству первую партию броневиков - те самые 57 машин. Сделку оценили в 1 миллиард 14 миллионов 600 тысяч рублей. Важно упомянуть такую деталь: указанная сумма включала в себя таможенный сбор, который необходимо было уплатить за сборочные комплекты Iveco при пересечении госграницы. По приказу министра обороны № 650 от 16 июня 2010 года, бронеавтомобили модификации 65Е19WM относились к технике для перевозки личного состава и различных грузов, монтажа вооружения, а также различных боевых и обеспечивающих задач воинских частей. В товарной номенклатуре Таможенного союза они попадали под субпозицию "Танки и прочие боевые самоходные бронированные средства, с вооружением или без вооружения, и их части". Таможенный сбор на эту продукцию составляет 20 процентов от стоимости каждого бронеавтомобиля.

    Казалось бы, в чем проблема - все необходимые затраты берет на себя заказчик, он же оплачивает услуги поставщика. Добросовестно выполняй условия контракта, и будешь иметь хорошую прибыль. Однако чиновники "Оборонсервиса" захотели нажиться на сделке дважды: при выполнении договора и обнулив таможенный сбор. Еще до поставок Iveco в Россию в холдинге подготовили письма министра обороны и двух его замов в правительство, Минпромторг, ФАС и Федеральную таможенную службу с просьбой снизить ставку ввозной таможенной пошлины на итальянские бронеавтомобили 65Е19WM до 0 процентов. А когда это эту инициативу наверху не поддержали, Хурсевич и гендиректор ООО "Оборонлогистика" Евгений Бондарь, как полагают правоохранители, решили не платить таможенный сбор, даже переступив закон.

    В ноябре 2011 года было организовано новое письмо министра обороны главе ФТС с ходатайством классифицировать сборочные комплекты Iveco как специальные медицинские автомобили, с которых таможенная пошлина не берется. Документ снабдили заведомо ложными сведениями. Например, в письме говорилось, что эти машины предназначены для эвакуации раненых с поля боя, оказания первой медпомощи в зоне боевых действий и транспортировки медицинского персонала. Сообщалось также о комплектации бронеавтомобилей соответствующей звуковой и световой сигнализацией, носилками и кронштейнами для их стационарного крепления, опознавательными знаками в виде красного креста. Не доверять информации министра обороны у руководителей ФТС не было причин, и, введенные в заблуждение, они дали "добро" на медицинскую классификацию итальянских сборочных комплектов Iveco. Соответственно - и на обнуление таможенных сборов по ним.

    Когда первая фаза операции "Таможня" была успешно завершена, чиновники "Оборонсервиса" начали готовить вторую. Провести по документам броневик как "санитарку" - полдела. Надо еще, чтобы на границе никто не заметил эту подмену или закрыл глаза на явное несоответствие задекларированного груза реально перевозимому.  Для этого чиновники холдинга купили у итальянцев не предусмотренные госконтрактом комплекты дополнительного медоборудования - носилки, ремни, наклейки "Красный крест" и проблесковые маячки, выложив это хозяйство 165 тысяч евро. Наклейки лепили на броневики перед их транспортировкой в Россию, а каждый сборочный комплект броневика пополняли медэкипировкой. Внешне все выглядело пристойно, но опытный таможенник сразу бы распознал подмену. Поэтому на границе нужен был свой человек с полномочиями. И он отыскался в лице ведущего специалиста по таможенному оформлению ЗАО "РОСТЭК - Московский регион" Ирины Маториной. Как предполагают правоохранители, именно она составила и подала в таможенные органы несколько десятков деклараций с заведомо ложными сведениями о медицинском предназначении броневиков, а также указала в документах недостоверный код товара. В результате бронеавтомобили переправили в Россию без уплаты таможенного сбора.

    Уточним, что эту преступную схему чиновники "Оборонсервиса" и их подручная в таможне проворачивали дважды. На переправке через границу первой партии итальянских бронемашин они заработали, по меньшей мере, 145 миллионов рублей. На второй - еще 176,5 миллиона. Таким образом, казна в общей сложности лишилась 321,5 миллиона рублей.

    Все описанные выше факты были выявлены в ходе проверок, организованных Главной военной прокуратурой. Материалы ГВП передала в следственные органы, и они легли в основу нового уголовного дела по "Оборонсервису". Понятно, что каждый эпизод еще предстоит детально изучить и проверить следователям. Что же касается упомянутых в этом материале людей, то их роль в преступных схемах и степень виновности или невиновности может определить только суд.

    Гендиректор "Оборонсервиса" Сергей Хусевич выдавал такие броневики за "санитарки". Фото: PhotoXPress

    Поделиться