В России меняется система начального и среднего профобразования

В России меняется система профессионального образования: на смену многим ПТУ придут учебные центры прикладных квалификаций.

Опросы показывают, что большинство выпускников школ мечтают о вузах. Между тем, на бирже труда остро не хватает квалифицированных станочников, строителей, работников торговли и общепита. И, допустим, если зарплаты у продавцов сегодня невелики, то хороший токарь может заработать до 80 тысяч рублей, повар - до 90 тысяч, а, к примеру, машинист строительной техники - до 100 тысяч рублей. Все это реальные вакансии.

Другое дело, что работодатели за эти деньги хотят получить современного, продвинутого специалиста, который знает не только свою специальность, но и владеет 2-3 смежными профессиями. Кто и как научит этому?

Одним махом закрывать училища, колледжи и техникумы никто не станет, новые учебные центры прикладных квалификаций могут создаваться "с нуля" или же на базе колледжей. Их могут открывать частные лица или крупные работодатели. Никакой школьной программы тут не будет - только обучение професии или получение дополнительных умений. Например, работал человек строителем, а хотел бы стать сметчиком. Получать заново профобразование ему не надо, достаточно прослушать курсы по сметному делу.

В региональных учебных центрах будут учиться в основном выпускники школ, люди, имеющие или получающие начальное, среднее или высшее профобразование, люди пенсионного возраста. Корпоративные центры примут выпускников колледжей, людей, которые уже имеют достаточный практический опыт: будут нацелены на доучивание, обучение второй или смежной специальности, на подготовку к работе на конкретном месте.

Прямая речь

Один из центров профессиональных квалификаций недавно был открыт на базе Московского технологического колледжа N 14. Чему и как там учат, есть ли желающие сменить профессию и почему торты по старинке теперь не в моде? Об этом "РГ" рассказывает директор колледжа Юрий Мироненко.

Юрий Мироненко: В свое время в Москве было 300 разных учебных заведений начального и среднего профобразования, после реорганизации стало 120. Сейчас осталось около 100. Жизнь показала, что присоединение слабых учреждений к более сильным - правильный шаг. Все колледжи стали примерно одинакового уровня. Теперь нет таких, которые напоминают спецшколы для трудных подростков.

В ваш колледж конкурс есть?

Юрий Мироненко: На некоторые специальности - до 10 человек на место. Девятиклассники ездят на платные подготовительные курсы! У нас семь направлений подготовки, включая ресторанный бизнес, дизайн, экономику и логистику. На базе колледжа открылся Центр профессиональных квалификаций, где есть краткосрочные программы обучения для тех, кто хочет получить дополнительное образование.

Допустим, сейчас очень востребованы повара, которые владеют карвингом - художественной нарезкой овощей. В ресторане за одно блюдо такому специалисту могут заплатить до 3000 рублей. Наш центр предлагает курсы карвинга на 72 часа. Или: очень востребованы повара, которые могут быть еще и шоколатье, специалистами по соусам. Вот этому вас и научат в центре. А если вы все еще печете торты, которые уже давно никто не ест, и не знаете новых пристрастий клиентов, хорошую работу не найдете.

Колледжи останутся?

Юрий Мироненко: В Москве уже создано 9 центров профессиональных квалификаций. Наверное, они будут открываться и дальше. Но это не значит, что все колледжи закроются. Повара невозможно подготовить за месяц, а дизайнера - за полгода. Обучение базовой профессии занимает гораздо больше времени, чем получение дополнительных умений к ней. Но система колледжей, конечно, продолжает меняться - идет процесс их укрупнения. Мы, например, хотим объединиться с двумя школами, детскими садами и еще тремя колледжами.

И что же, школьники, как раньше, будут во время учебы получать рабочую профессию?

Юрий Мироненко: Это не главная цель укрупнения. В развитие нашей материальной базы вложено около 100 млн рублей: закуплено самое современное оборудование. Например, индукционные плиты, которые разогревают блюдо за 15 секунд. Фототехника такая, что многие профессиональные фотографы мечтают о ней. Есть кинотеатр 3D и другие технологические новинки. Дети с раннего возраста должны видеть, что можно в современных условиях получить хорошую профессию. Так работают образовательные учреждения во всем мире.