Вячеслав Попов, председатель комиссии по морскому наследию сообщил, что проблемы внутренних водных путей занимают 50 процентов рабочего времени специалистов Морской коллегии при Правительстве РФ. Именно поэтому в ходе работы круглого стола его участники рассмотрят предложения властей Нижегородской области о повышении эффективности использования рек, в том числе малых. По мнению Вячеслава Попова, Нижний Новгород имеет хорошие традиции подготовки речников и моряков.
Кстати, в Волжской государственной академии водного транспорта есть уникальный музей судоходства, с интереснейшими экспонатами. О нем знает только узкий круг специалистов, а ведь на его основе можно создать туристический объект, - попенял председатель комиссии по морскому наследию хозяевам форума.
Первый вице-президент Всероссийской федерации парусного спорта Игорь Ченцов подчеркнул, что сегодня яхтсменам интересны не только морские, но и внутренние акватории.
- На Волге есть два серьезных центра - Казань и Нижний Новгород, - пояснил Игорь Ченцов, - у территорий громадный потенциал для развития водного туризма. Тем более, что уже принято новое законодательство, которое мы ждали 60 лет: теперь яхты под иностранными флагами имеют право ходить по внутренним водным путям РФ. Раньше для каждого корабля требовалось отдельное разрешение нашего правительства.
Заместитель председателя Законодательного собрания Нижегородской области (ЗСНО) Александр Табачников рассказал о трудностях развития судоходства в регионе. По его словам сейчас ранее судоходные малые реки, такие как Ветлуга и Сура, деградируют. Проблема в том, что львиная доля средств федерального бюджета расходуются на поддержание крупных водных артерий, а малые реки фактически лишены государственной поддержки.
Поднятие уровня Чебоксарского водохранилища до отметки 68 метров не улучшит, а усугубит ситуацию: уменьшится разнообразие рыбных ресурсов, вырастет площадь мелководий. Кроме того, повышение отметки грозит вымыванием химических отходов из промзоны Дзержинска Нижегородской области, размыванием скотомогильников.
- В этом случае под угрозой окажется использование окской и волжской воды для питья, - считает зампред ЗСНО. - Эксперты-экологи оценивают ущерб природе в зоне затопления в 750 миллиардов рублей.
Александр Табачников коснулся и опасности, нависшей над объектами историко-культурного наследия, напомнив о судьбе храмов, затопленных при заполнении ложа Рыбинского водохранилища, по его словам, пострадают и особо охраняемые природные территории европейского значения.
- Это нанесет серьезный урон престижу нашей страны, - подчеркнул Табачников.
Руководитель ФБУ "Администрация Волжского бассейна" Дмитрий Бессмертный напомнил, что в соответствии с международными обязательствами, Россия должна обеспечить сквозное судоходство по Волге - по европейской классификации, трассе Е-50. Сейчас на нижнем бьефе шлюзов Нижегородской ГЭС в Городце судоходная глубина в 3,5 метра доступна лишь 3-4 часа в сутки.
- Нужен низконапорный гидроузел в Большом Козине, ниже по течению, этот проект ранее разрабатывался институтом Гипоречтранс, однако был отложен из-за планов компании Русгидро поднять уровень водохранилища в Чебоксарах, - заявил руководитель администрации Волжского бассейна.
Однако реализация планов энергетиков, по словам Дмитрия Бессмертного, вызовет новые проблемы. Повышение уровня воды сделает невозможным прохождение значительного числа типов речных судов под Чебоксарским мостом в Чувашии и Мызинским мостом в Нижнем Новгороде.