Уральские машиностроители обсудили повышение конкурентоспособности

В Екатеринбурге открылся Евро-Азиатский машиностроительный форум. По словам организаторов, он призван продемонстрировать уровень развития отрасли и показать последние ноу-хау. Форум в Екатеринбурге пройдет в девятый раз.

Тем временем эксперты отмечают, что машиностроение в регионе сегодня переживает не лучшие времена. Так, прошлый год многие предприятия Свердловской области отработали с серьезными убытками - более четырех миллиардов рублей. В Союзе машиностроителей такие результаты называют катастрофическими. Примечательно, что убытки понесли крупнейшие заводы Екатеринбурга: Уралхиммаш (2,4 миллиарда рублей), Уралмашзавод (1,5 миллиарда), Пневмостроймашина (809 миллионов).

Причину неудовлетворительных итогов хозяйственной деятельности аналитики видят в низкой конкурентоспособности продукции уральских предприятий, давлении со стороны естественных монополий и отрицательных макроэкономических показателях. Чтобы исправить ситуацию, отраслевой союз предлагает в первую очередь сконцентрироваться на внутриобластной кооперации. Успешные примеры в этом плане уже есть. Так, к разработке серийного производства поездов "Гранит" "Уральские локомотивы" привлекли 30 машиностроительных предприятий Среднего Урала. В перспективе - работа над "Ласточкой".

- C 2015-го по 2020 год планируется выпустить 1200 таких поездов, - отмечает председатель Союза машиностроительных предприятий Свердловской области Алексей Молотков. - Стоимость контракта - 2,2 миллиона евро. Надо, чтобы наши предприятия максимально участвовали в комплектации этого изделия.

Между тем правительство Свердловской области в этом году впервые поддержит машиностроителей рублем. На эти цели выделено 300 миллионов. При этом сумма заявок от предприятий на получение бюджетного вспомоществования вдвое превысила объем выделенных средств. Деньги распределят по конкурсу и направят на субсидирование процентной ставки по кредитам. Получить их могут бизнес-структуры, взявшие кредиты в российских банках для реализации инвестпроектов. Уральские промышленники считают, что объемы господдержки недостаточны, да и направленность у нее "не та". Государство может дать гарантии и поручительства для получения кредита на модернизацию, может даже субсидировать часть процентной ставки, но это не решает проблему. Главная помеха - драконовские условия кредитования. Руководители машиностроительных предприятий приводят примеры, когда уральские банки предлагают кредиты на модернизацию производства под 15 процентов годовых. Даже если половину этой ставки компенсирует региональный бюджет, заем все равно будет разори
тельным. Тогда как, скажем, в Японии предприниматель может получить такой же кредит под 1,5 процента годовых. "Так о какой конкурентоспособности здесь можно вести речь?!" - восклицают производственники.

Говоря о господдержке промышленности, чиновники занимаются подменой понятий, считает зампредседателя областного Союза машиностроителей Александр Баландин.

- То, что у нас называется господдержкой, во всем цивилизованном мире является нормальным функционированием органов власти, - говорит он. - Например, получение субсидии на процентную ставку по кредиту для немецкого бизнесмена, инвестора - его законное право, а не результат выигрыша в соответствующем конкурсе. Я считаю, что сегодня в России реальная государственная поддержка оказывается только тем предприятиям, где большая доля государственного присутствия и участия. Частные предприятия эту поддержку получить не могут.